В приятной беседе с членом экспертного совета недавно прошедшего в Севастополе фестиваля «Сказочное королевство» Ольгой Варшавер «Крымский театралЪ» узнал, чем взять современного зрителя и какой спектакль может утереть нос любимым с детства — «Коту в сапогах» и «Снежной королеве».

Ольга Варшавер выросла в Москве, в драмкружке при Доме пионеров, родом из которого Олег Ефремов, Евгений Киндинов и Вячеслав Шалевич. Сегодня в широких кругах она известна как переводчик драматургии, пьес Тома Стоппарда, Айрис Мёрдок, Нила Лабьюта, и детской литературы, в частности — произведений Элинор Фарджон и Дэвида Алмонда (оба — лауреаты Премии Андерсена), Фрэнка Баума и современной американской писательницы, дважды лауреата премии и медали Ньюбери, Кейт ДиКамилло. Варшавер считает, что театр, где играют для детей, — это место сопереживания, где не имеют право на ошибку.

— Мы получили не только сказки.

— Какие впечатления остались от фестиваля?

— Сложилось положительно впечатление о фестивале, его участниках, и, если сравнивать с прошлым годом, география «Сказочного королевства» расширилась, прибавились коллективы из Санкт-Петербурга и Ульяновска, но все равно есть куда расти. Один серьезный момент – экспертный совет, а именно он определяет уровень фестиваля, должен предварительно отсматривать спектакли. Пусть их будет меньше, но прошедшие отбор не будут выбиваться из регламента, в котором четко указано, что театры должны показывать только сказки. Мы же получили не только сказки, и это усложнило работу и озадачило детское жюри. Согласитесь, поэтический спектакль по Хармсу трудно сравнивать со сказкой «Кот в сапогах». Что касается уровня спектаклей, он разный, но есть очень хорошие работы, блестящие постановки, в которых и режиссерская работа сильная, и сценография. Просто бальзам на душу.

Сцена из спектакля «Кот в сапогах» Севастопольского театра юного зрителя

Новые имена

— В афише фестиваля присутствуют названия, давно известные детям. Тот же «Кот в сапогах» — это прекрасная постановка, но дети не настолько заточены под известные названия, как их бабушки и дедушки. Но именно старшее поколение делает кассу театру. Это объясняет тот факт, что во всех ТЮЗах и театрах, в которых работают для детей, всегда присутствуют кассовые спектакли с привычными названиями. Но сейчас XXI век, и каждый театр, который хоть как-то стремится работать с современными детьми, должен понимать, что это тупиковая история. Надо двигаться к новым именам, новым названиям. Мы никогда технологически не переиграем в театре то, что детям доступно теперь одним кликом. Одним движением пальца можно создать неимоверной красоты цветок. Попробуй это сделать на сцене, и сколько денег ты на это потратишь? Чем же брать тогда? Только новыми сюжетами, новыми героями, новым театральным языком! Может, хорошей прозой, из которой может родиться не менее хорошая драматургия, тогда не будет высосанных из пальца и очень странных сюжетов.

— Детское жюри — будущие театральные блогеры

— Мне очень понравилось, как в «Сказочном королевстве» работают с детьми. Единственное, мне кажется, что в силу возрастных особенностей и нехватки опыта, они судят пока только на уровне эмоций. Очень возможно, что дети, входящие в состав жюри фестиваля, станут театральными блогерами в будущем. Тогда важно не то, как они пишут, а то, что им нравится или нет, но, как известно, выбор детей во многом определяют взрослые. Поэтому ответственность велика, что побуждает к еще более содержательной работе с детьми.

Детское жюри «Сказочного королевства». ФОТО: Юлия Высоцкая

— Хороший детский спектакль — это спектакль, который пробуждает детскую фантазию, дает толчок к собственному творчеству.

— Каким должен быть спектакль для детей?

— Сейчас море разных возможностей в смысле формы и содержания. Буквально из всего можно сделать отличный спектакль. Несколько лет назад режиссер Марфа Горвиц поставила «Сказки из маминой сумки» — это бэби-театр. Если перетряхнуть бездонную мамину сумку, окажется, что щетки для волос — это семья Ежиков, ножницы — Галок, а бутылочки с дозаторов — Пингвинов. Необыкновенный кукольный спектакль пробуждает в малышах ассоциативное мышление и мгновенно включает в игру, а в их родителях – желание почаще проводить время с ребенком. И если дети растут на таком театре, то на следующем повороте они не будут сильно хлопать избитому и банальному. Хороший детский спектакль — это спектакль, который пробуждает детскую фантазию, дает толчок к собственному творчеству. Театр, в первую очередь, – это место сопереживания, как и книга.

— Вокруг одного стихотворения можно построить блестящий спектакль. У меня есть горькие сожаления по поводу того, что режиссеры в целом об этом не думают и идут по линии наименьшего сопротивления, когда в ноябре вспоминают, что скоро Новый год, и начинают быстренько ставить «Снежную королеву». Это хороший материал, но невозможно все время показывать одно и то же.

— Нельзя ограждать детей от сильных эмоций.

— В театре ребенок должен переживать сильные эмоции, необязательно только положительные. Театр, кино и книги – это способ прорепетировать с детьми какие-то серьезные жизненные моменты – лишения, например, или развод родителей. Тогда они проживают определенные чувства в режиме сопереживания. Если случается так, что они сталкиваются с этим во взрослой жизни, острота эмоций притупляется, и человек понимает, что кто-то был на его месте и справился. Мы таким способом скорее оберегаем от ударов судьбы. Поэтому оранжирейности и тепличного выращивания детей не должно быть в театре. Ребенок должен испытывать самые разные эмоции, смеяться и плакать вместе с героями хорошей книги, фильма, спектакля. Это лечит душу.

«Крымский театралЪ»
по материалам «Википедии»
Фото: «Санкт-Петербургский Большой театр кукол» 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here