8 мая, в канун священного для всех нас праздника – Дня Победы – на Основной сцене Крымского академического русского драматического театра им. М.Горького легендарный спектакль «Они были актерами» о героической деятельности в годы Великой Отечественной войны подпольной группы «Сокол». Это славная страница в истории симферопольского театра – подпольщиками стали люди, способные не только играть героев на сцене, но и стать героями в жизни.

Первая попытка поведать с подмостков о подвиге подпольщиков была предпринята в 1948 году, режиссёр Л.Эльстон поставил спектакль «Неизвестные солдаты». Постановка оказалась неудачной: слабая драматургическая основа, схематизм и заданность режиссерского решения, отсутствие глубины характеров.

В 1967 году Н.Барышев и А.Перегонец посмертно были награждены медалью «За отвагу», однако тогда, в конце шестидесятых, театр не решился поставить спектакль о подвиге патриотов.

В 1972 году театр им. М.Горького возглавил Анатолий Григорьевич Новиков, в Симферополе он впервые услышал о деятельности группы «Сокол». Потрясенный этой героической и трагической историей, Новиков загорелся идеей создания спектакля. В руки ему попал киносценарий, написанный драматургом Виктором Орловым и кинорежиссером Георгием Натансоном. Новиков связался с авторами, вместе они стали создавать пьесу, и смело можно сказать, что драматургическая основа спектакля рождалась в полном единении авторов и постановочного коллектива.

Премьера «Они были актерами» состоялась осенью 1973 года. Перед первым показом невероятно волновались все, но особенно исполнители ролей, прототипами которых были Н.Барышев, А.Перегонец (в первой редакции спектакля они были выведены под именами художника Леши Богачёва и актрисы Александры Кравец). В этих образах перед зрителями предстали Александр Голобородько и Людмила Могилёва. А.Голобородько играл Богачёва человеком с непоколебимой внутренней  убеждённостью в необходимости борьбы с фашистами, мягкий и добрый с друзьями, он непримирим к врагам.

Героиня Л.Могилевой была милой и скромной, совершенно не похожей на примадонну труппы. Далекая от ратных дел, Сашенька Кравец, столкнувшись лицом к лицу с врагом, проявила истинное мужество и бесстрашие.

Невозможно передать словами потрясение, охватившее публику после премьеры. В зрительном зале было немало тех, кто видел на сцене Перегонец, Добросмыслова, Яковлеву, был лично знаком с подпольщиками, и они приняли работу театра, дав ей самую высокую оценку.

Оценили спектакль и специалисты, отмечавшие, что постановка во многом символична для театра, она определяет идейно-художественные устремления коллектива. «Это – его идейно-художественная клятва верности идеалам, за которые боролись, отдали свои жизни старшие товарищи. Своим спектаклем театр утверждает бессмертие ушедших», – писал в 1974 году рецензент журнала «Театральная жизнь».  А в журнале «Огонёк» (№37 за 1976 г.) подчеркивалось, что в спектакле утверждается бессмертие всего поколения людей, защищавших Родину.

Никого не оставлял равнодушным пронзительный и одновременно жизнеутверждающий финал спектакля. Вот как писал об этом в журнале «Театр» критик А.Якубовский: «Он напомнил нам, до какого публицистического накала, до каких высот трагизма может подняться искусство сцены. Когда участники постановки уже от себя лично, от имени сегодняшней, мирной и оплаченной кровью жизни говорили о тех, кто только прошел перед зрителями, – зал молча вставал, чтобы почтить память актёров – героев, и только потом взрывался аплодисментами…».

В 1974 году «Они были актерами» был признан лучшим в стране спектаклем на военно-патриотическую тему, постановщики и исполнители центральных ролей награждены Золотой медалью им. А.Попова. А в 1977 году постановка была удостоена Государственной премии СССР, лауреатами стали А.Новиков, сценограф М.Янковский, актеры А.Голобородько, Е.Капитонов, авторы пьесы В.Орлов и Г.Натансон. Спектакль тепло принимали на гастролях в Москве и Ленинграде, в Группе советских войск в ГДР.

В первой сценической редакции «Они были актерами» немало замечательных актерских работ. Блестяще играла актрису Федорову, прототипом которой была подпольщица Зоя Яковлева, несравненная Елизавета Сергеева. Трогательным своею преданностью театру был старый актер Двин-Двинский в прекрасном исполнении Евгения Тарасова. Волевым, умным, настоящим профессиональным разведчиком представал перед зрителями Рябинин в исполнении Евгения Капитонова.

Ярко работали в спектакли актеры, исполнявшие роли врагов. Особенно убедительна была предательница Каблукова в исполнении Светланы Новак. Актриса тонко вскрывала истоки предательства у своей героини. Движимая испепеляющей душу ненавистью, замкнутая в своём одиночестве, Каблукова – Новак олицетворяла собою человеконена­вист­ничество и подлость. Интересна была трактовка в спектакле образа гауптмана Вине, сначала эту роль исполнял Сергей Морозов, затем – Анатолий Новиков. Все поступки Вине ещё раз подчеркивали, что культура и фашизм – понятия несовместимые: за гуманистические идеалы необходимо бороться.

На «Они были актерами» воспитывалось не одно поколение симферопольских зрителей. И в конце девяностых стало ясно: необходима новая сценическая редакция легендарного спектакля. 25 марта 2000 года на сцене вновь ожили трагические и героические события борьбы с захватчиками подпольной группы «Сокол». Накануне премьеры А.Г.Новиков подчеркивал, это спектакль об истоках мужества, о том, как люди совершенно мирной профессии доказали, что они способны на подвиг во имя Родины.

Вторая редакция «Они были актерами» – совершенно новое, современное прочтение, из драматургической основы был убран некоторый наив и излишний пафос, воспринимавшийся естественно в семидесятых, но прозвучавший бы диссонансом в начале ХХI века. Подлинные имена вернули главным героям, теперь в спектакле действуют Николай Барышев, Александра Перегонец, Анатолий Добкевич…

Это полифоничный спектакль, ярко работают в нём, как исполнители центральных ролей – Виктор Навроцкий (Барышев), Людмила Федорова (Перегонец), Анатолий Бондаренко (Добкевич), Наталия Малыгина (Каблукова), Дмитрий Кундрюцкий (Рябинин), Сергей Ющук (Вине), так и создатели эпизодических образов. Впрочем, в постановке нет главных и второстепенных ролей. Как точно написал после премьеры критик Сергей Пальчиковский: «Прозвучал масштабный реквием, сотканный из множества голосов, реквием в память о людях, которые никогда не задумывались о том, что могут оказаться героями на все времена. Они просто сумели в непростых обстоятельствах остаться людьми, а потом оказалось, что они совершили подвиг».

Театр не скрывал, что вторая редакция «Они были актерами» адресована в первую очередь молодёжи, ничего не знающей о подвиге подпольщиков. И, как показали прошедшие со времени премьеры девятнадцать лет, постановка нашла своего зрителя. Спектакль, пронзительный по своему звучанию и мощный по силе эмоционального воздействия, по праву стал визитной карточкой театра.

Людмила Касьяненко,
руководитель литературно-
драматургической части Крымского
академического русского
драматичес­кого театра им. М.Горького

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here