Модные прически и рекомендации

Шелк сообщение. Что такое шёлк? Применение шелкового текстиля

Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:

  • плотный шёлк, напоминающий креп ;
  • тонкие газовые шелка;
  • шелка сложного плетения;
  • шелка с разнообразным вышитым рисунком;
  • и другие.

Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.

Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Свойства и особенности шёлковых тканей

  • Обладает средней теплостойкостью - при длительном воздействии высоких температур прочность на разрыв снижается незначительно, но ткань становится более хрупкой
  • рекомендуемая температура влажно-тепловой обработки - 110 °C
  • очень низкая светостойкость - после воздействия в течение всего 200 часов солнечным излучением прочность уменьшается вдвое
  • средняя хемостойкость - шёлк, как и другие ткани из натурального сырья, нечувствителен к воздействию органических растворителей (уксус , спирт), а реагирует только с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  • высокая гигроскопичность и впитываемость.
  • шёлк нельзя кипятить
  • высокая прочность (во влажном виде прочность уменьшается)
  • хорошо растягивается и вытягивается.
  • шёлк горит медленно, издаёт запах горелых перьев.
  • на конце сгоревшей шёлковой нитки остаётся мягкий шарик тёмно-серого цвета
  • природный цвет волокна - белый или кремовый.

Особенности ткани

  • хорошие гигиенические свойства

После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:

  • хорошую драпируемость
  • блеск

Разновидности

См. также

Напишите отзыв о статье "Шёлк"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение ч. 1-3. - М ., 1964-67.
  • Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке и кокономотание, ч. 1. - М ., 1966.

Ссылки

  • видео

Отрывок, характеризующий Шёлк

Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.

Шёлк - это натуральная ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Шелк имеет мягкую структуру и блеск, который получается от отражения солнечного света благодаря треугольной структуре волокна.

Родина шёлка - Китай. В Китае шелк считался ценным товаром и экспортировался в страны Европы. Технология производства шелка держалась в секрете, а за разглашение тайны можно было лишиться жизни. Но спустя время тайна была раскрыта. На сегодняшний день Китай производит 50% шелка, это самый большой процент по сравнению с другими странами.

Гусеница шелкопряда питается зелеными листьями тутового дерева, поэтому шелководства развито там где растут тутовые деревья. Перед превращением в куколку, шелкопряд выделяет своими железами нить шёлка. Коконовая нить состоит из 2-х склеенных шелковин. Длина шёлковых нитей бывает от 800 метров до 1000 метров. Гусеница в коконе превращается в бабочку через 2-2.5 недели. Кокон собирают на 7 день и отправляют на первичную обработку. Шёлк получаемый гусеницей шелкопряда плотный и лёгкий. Коконная нить имеет разную длину и может достигать 15000 м, но однородная ее часть из этой длины получается только 600-900 м. Шелк впитывает влагу 10.5%.

Шёлковые нити могут иметь разные цвета: белый, кремовый, сливочный, розовый, зеленоватый. Но в промышленности ценным считается белый цвет, поэтому разводят породы шелкопряда производящие нити белого цвета.

Свойства шёлка

Шёлковые волокна считаются по свойствам лучше шерстяных. Шёлк стойкий к кислотам, щелочам и органическим растворителям. Растворяется только в концентрированной щелочи при кипячении. Теряет прочность при высокой температуре 110 градусов и при попадании прямых солнечных лучей. При горении дает запах паленого волоса, если убрать волокно из пламени, то горение прекращается.

Шёлк имеет положительные свойства:

  • воздухопроницаемый
  • быстро впитывают и отдаёт влагу
  • имеет красивый блеск
  • износостойкий
  • мягкий, хорошо драпирующийся
  • приятный телу

К недостаткам можно отнести большую усадку ткани, соблюдение осторожности при стирке шёлковой ткани и способность потери яркости красок.

Виды шёлка

Ассортимент шёлковых тканей получают благодаря разным видам волокон, разным переплетениям нитей и способов обработки и различаются по внешнему виду и своим свойствам. Ткани могут быть мягкими или более жёсткими, плотными или прозрачными, тяжёлыми и лёгкими.

Шёлковые ткани отличаются по внешнему виду, они бывают: отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, тисненные, с блестящими рисунками, узорами и так далее.

Изделия из шёлка

Шёлковые ткани используют для пошива женской одежды - это летние платья, пижамы, рубашки, блузки, нижнее бельё. Также используют шёлковые ткани для пошива платков и шарфов. Из шёлка изготавливают постельное бельё и шторы.

Уход за одеждой из шёлка

Не смотря на свои положительные качества и износостойкость к швейным изделиям из шёлка следует относиться бережно.

Стирка

Шёлковые изделия следует отдавать в химчистку, так как шёлк не боится химии, но если вы решили постирать швейные изделия, то выбирайте деликатную стирку. Поскольку шёлковая ткань даёт усадку и имеет свойства терять цвет, руками стирать не рекомендуется. Можно замочить в мягком стирающем средстве, сполоснуть и оставить без отжима на высыхание. Температура воды при стирке не выше 30 градусов. Никаких отбеливателей и отжимов.

Сушка

Сушить следует при комнатной температуре в дали от батарей и нагревающихся приборов. Также не рекомендуется сушить на открытом солнце, шёлк теряет свою прочность при попадании на него прямых солнечных лучей.

Утюжка

Утюжить шёлковые изделия следует утюгом при невысокой температуре предназначенной для деликатных тканей. Ткань можно утюжить как сухую так и увлажнённую. Влаги нужно минимальное количество.

Хранение

Хранить одежду из шёлка следует в чехлах для одежды из воздухопроницаемой ткани, это нужно для того, чтобы шёлковая ткань имея способность забирать влагу с окружающей среды не заплесневела в синтетическом чехле. Можно платья хранить и без чехла на вешалке в полной темноте, чтобы не выцвели краски.

Шёлк – это натуральная ткань, которая не относится к растительному или животному происхождению. Её получают из кокона гусеницы шелкопряда. Но также бывают искусственные и синтетические виды шёлковых полотен. Все они отличаются уникальным блеском, гладкостью и прочностью.

История шёлка

Существует множество интересных преданий и легенд о возникновении первых шёлковых нитей. Факты, подтверждающие изготовление шёлка в древности, датируют начало его изготовления периодом около 5 тысяч лет назад. Этому свидетельствуют археологические раскопки в некоторых районах Китая, где были найдены фрагменты коконов шелкопряда. Также были обнаружены надписи иньских иероглифов «шёлк», «тутовое дерево», «шёлковая ткань» на костях животных и панцирях черепах, которые относят ко второму тысячелетию до н.э. А фрагменты шёлковой ткани впервые были найдены в гробницах южного Китая.

Поэтому родиной шёлка считается именно Китай. Много времени китайцы держали в секрете технологию производство шёлка, а разглашение тайны каралось казнью. Уже во втором веке до н.э. активно развивалась внешняя торговля, названная «Шёлковый путь». Китайцы отправляли караваны, груженные товаром, в страны Центральной Азии. В это же время секрет производства шёлка попал в Корею, затем в Японию и к четвёртому веку н.э. изготовлением экзотической ткани занимались и в Индии.

Несмотря на популярность шёлка, секрет его изготовления дошёл до Европы только к 550 году. Активное производство и торговля велась в Италии уже в 13 веке. А в 17 веке одним из лидеров производства шёлка в Европе стала Франция.

В настоящее время производством шёлка занимаются во многих странах: Индии, Японии, Корее, Таиланде, Узбекистане, Бразилии и других. Но самым крупным его поставщиком остаётся Китай, на долю которого приходится около 50% всего мирового производства.

Особенности производства

Шелководство очень точное и деликатное производство. Оно состоит из нескольких важных этапов:

  1. Получение коконов шелкопрядов. Самка шёлковой моли откладывает около 500 яиц. Яйца сортируют и тестируют, оставляя только здоровые. В течение 7 дней появляются маленькие шелкопряды, которых кормят листьями тутового дерева, предварительно отобрав вручную и измельчив. По истечении определённого времени гусеницы начинают свивать коконы, в которые за несколько дней полностью закручивают себя. Далее идёт сортировка коконов по цвету, форме, размеру и так далее.
  2. Раскручивание коконов. Для начала куколку умерщвляют, чтобы она не успела вылупиться и повредить кокон. После этого кокон погружают в кипяток для растворения клейкого вещества, чтобы легко размотать его нити.
  3. Создание шёлковых нитей. Каждый кокон даёт до 1000 м. нити. Для получения шёлковой пряжи в одно волокно скручивают по 5-8 нитей. Если одна ниточка заканчивается, то к ней прикручивают следующую. Тогда получается очень длинная шёлковая нить. В итоге получается продукт – шёлк-сырец, который сматывают в мотки пряжи. Далее их сортируют, обрабатывают, снова крутят для лучшей плотности и однородности, затем отправляют на ткацкую фабрику.
  4. Изготовление ткани. В ткацких цехах пряжу замачивают, обрабатывают и окрашивают. Далее из нее ткут шёлковые ткани, используя различные переплетения.

Виды и свойства

Натуральные шёлковые нити бывают разных видов. Это зависит от страны обитания и условий, в которых выращиваются гусеницы (естественная среда или искусственная), а также от листьев, которыми питаются эти червячки (тутовые, дубовые, касторовые и др.).

Безусловно, качество и вид нити определяет свойства и особенности ткани. А всевозможные переплетения, с помощью которых создаются разные виды полотен, отличают их по свойствам, внешнему виду, структуре и другим параметрам.

Вот некоторые популярные виды шёлковых тканей различного плетения:

  • Туаль. Для этого вида натуральной шёлковой ткани используют полотняное переплетение. Отличается мягким блеском, хорошей плотностью, также хорошо держит форму. Подходит для галстуков, платьев, подкладок.
  • Атлас. Это шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения. Отличается плотностью, гладкостью и блеском лицевой стороны, мягкостью, хорошо драпируется. Используют для пошива различной одежды и обуви, обивки мебели.
  • . Это ткань сатинового переплетения, часто из хлопчатобумажного волокна или химического, а также шёлкового. Отличается гладкостью, шелковистостью лицевой поверхности, плотностью, блеском. Из него изготавливают платья, мужские рубашки и т.д.
  • Креп. Это группа шёлковых, полушёлковых, шерстяных, искусственных и синтетических тканей, которая изготавливается из нитей с большой круткой (креповой). К ней относят: креп-сатин, креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет. Отличается шероховатостью, лёгким блеском, хорошей драпировкой, а также слабо мнётся. Используют для пошива платьев и костюмов.
  • . Шёлковая или хлопчатобумажная ткань, полотняного переплетения. Отличается мягкостью, тонкостью, матовостью, шероховатостью, хорошо драпируется.
  • Органза. Ткань из шёлка, полиэстера или . Отличается жёсткостью, тонкостью, прозрачностью.
  • Газ. Ткань имеет особое газовое переплетение. Отличается лёгкостью, прозрачностью, нежностью, хорошо держит форму, без блеска. Используют в основном для отделки, часто для свадебных нарядов.
  • Дикий шёлк. Это фактурная ткань, мягкая, с приглушённым блеском.
  • Шёлк Дюпон. Очень плотная, не мягкая, но и не слишком жёсткая ткань, с мягким блеском. Используют для пошива портьер.
  • Тафта. Это шёлковая или хлопчатобумажная ткань. Отличается пластичностью, жёсткостью. Из неё шьют портьеры, верхнюю одежду, вечерние наряды.

Особенности ухода

Шёлк − очень деликатная ткань, поэтому требует аккуратной носки и бережного ухода. Так рекомендуется:

  • Стирать в воде не выше 30 градусов. Шёлк по сути - белок, очень похожий на эпидермис человека, поэтому не переносит высоких температур.
  • Использовать специальные моющие средства для шёлковых изделий. Обычный щелочной порошок может испортить столь деликатное изделие.
  • При ручной стирке нельзя излишне мять и тереть шёлковое изделие – можно испортить структуру ткани.
  • Если стирать в машинке, то только в режиме «Шёлк» или «Деликатная стирка».
  • Не рекомендуется отбеливать – ткань может пожелтеть и быстро износиться.
  • Не желательно использовать смягчители для белья.
  • Последнее полоскание следует производить в холодной воде с добавлением уксуса, чтобы избавиться от щелочных остатков на ткани.
  • Нельзя выкручивать мокрую ткань и сушить в барабане и на солнце.
  • Утюжат шёлк с изнанки, установив режим «Шёлк» или не выше 200 градусов.
  • Нельзя допускать попадания на ткань дезодорантов, духов, лака для волос и других веществ, содержащих алкоголь. Также лучше избегать попадания пота.
  • Шёлковые изделия можно подвергать химчистке, но с учётом особенностей ткани.

Несмотря на капризность и прихотливость в уходе, изделия из шёлка пользуются огромной популярностью и особенной любовью. Виной тому не столько его свойства, сколько удивительный вид материала, который сложно спутать с иным видом ткани.

Шёлк – это пластичная ткань из волокон, выделяемых тутовым шелкопрядом в процессе жизнедеятельности. Средняя толщина нитей составляет 30-40 микрон. По своим характеристикам более всего подходит к человеческому организму из-за высоких показателей антиаллергенных свойств.

История появления

Первое упоминание о шёлке было найдено в записях китайских летописцев, живших 2,5-2 тыс. лет до Рождества Христова. Этому сроку подтверждают и найденные останки шелкового материала во время археологических раскопок. Не Индия, а Китай является настоящей родиной шёлка. Пройдёт несколько десятков веков до появления шёлковой ткани в Европе и Средней Азии.

Согласно легенде, кокон шелкопряда случайно упал в кружку с горячим чаем одной из женщин во время чаепития в Императорском дворце. Не в меру брезгливая дама схватилась за отслоившийся волосок и попыталась достать уже сварившийся кокон. Но волокно под воздействием высокой температуры стало настолько прочным, что спокойно раскрутилось в длинную жилу. Так и появилась на свет шёлковая кручёная нить. На самом деле, история появления доподлинно неизвестна.

Более 100 лет назад учёные микробиологи совместно с химиками создали искусственный шёлк, что повлекло за собой создание множества новых видов шёлковой ткани.

Виды шёлковой материи

В мире существуют несколько десятков отличных по виду и типу искусственных шёлковых материй. Но из натурального тутового волокна изготавливают только 2 сорта:

  • Малбери
  • Тусса

Самым дорогим, а значит и более качественным, является сорт Малбери. Его получает из волокон тутового шелкопряда, выращенного на специальных шёлковых фермах. Идеальные условия позволяют в итоге ткать ткань из более тонких нитей, а это положительным образом сказывается на всех параметрах шёлковой материи.

Работать с такой тончайшей нитью можно только вручную. Процесс обработки не должен подвергаться механическим технологиям и химическим реагентам. Для обесцвечивания и дальнейшей покраски ткачихи используют натуральные природные красители. В результате получается блестящая материя, в которой сохранились все нужные свойства.

Сорт Тусса получают из диких гусениц, которые самостоятельно размножаются в огромных садах шелковицы. Естественные условия, конечно, внесли свои корректировки в свойства будущей материи, но никак не отразились на основных характеристиках. Натуральный цвет нитей обычно красный, но встречаются и коричневый с медным. Он подвергается отбеливанию для повышения презентабельности. Но чаще всего используют в натуральном виде для мебельного производства.

Типы шёлковой материи её области использования

Шёлк – это несколько типов уникальных по своим свойствам материй. Каждая из них классифицируется по следующим свойствам:

  • Буретный – это коротковорсовый материал, нити которого не были подвержены скручиванию. Их получают из коротких волокон кокона, обладающие антибактерицидными свойствами.
  • Сырец – высококачественный текстиль. Образовывается путём перемотки нити, вследствие чего, такие параметры, как гибкость, прочность и растяжимость улучшают в разы свои показатели.
  • Вискоза – это полотно обычного переплетения натуральных нитей с добавлением синтетических волокон. Новейшие технологии позволяют человеку получить вискозный шёлк практически не отличимый от естественного материала, как по внешнему виду, так и по основным свойствам.
  • Парашютный – это очень прочный материал. Разорвать руками практически невозможно. В естественном состоянии он полупрозрачный, поэтому для придания обыденности его подвергают окрашиванию.
  • Атлас – ещё одна разновидность шёлка. Из-за своего необычного вида данный материал называют мокрым шёлком. Обладающую антибактериальными свойствами, эту экологически чистую ткань принимают в изготовлении нижнего белья, сорочек, костюмов и рубашек. Атлас является элитным текстилем.
  • Варёный – это ткань полотняного переплетения, имеющая матовую поверхность. Используется для пошива повседневной одежды (платье, костюм, брюки) и элитной обивке мебели.

Свойства шёлкового материала

Все присущие свойства материалу в первую очередь зависят от состава. Натуральный шёлк это, прежде всего, 97% природных белков и 3 % воска с растительными жирами. Именно наличие естественного воска с жирами придаёт шёлку неотразимый блеск и своеобразную пружинящую гибкость. Искусственно созданный шёлковый материал является обыкновенной целлюлозой, в которую для достижения определённых качеств добавили химические реагенты и примеси.

Удивительно, но факт: натуральный шёлк не подвергаются воздействию кислот, щёлочей, органическим растворителям и другим агрессивным средам.

Но существенным недостатком шёлковой материи нужно признать полное разложение под длительным воздействием солнечных лучей и нагрев до температуры свыше 110°C.

По своим свойствам шёлк сильно отличается от других видов тканей. Он приятен на ощупь, мягок. Трогая руками, сразу начинаешь чувствовать исходящее тепло. Этот довольно прочный материал легко поддаётся любому способу окрашивания. Его износостойкость позволяет легко впитывать влагу и пропускать атмосферный воздух. А значит, он поддаётся быстрой стирке, сушке и глажке. Единственным его недостатком в использовании – это постоянная помятость, что не очень нравится домохозяйкам, но на фоне положительных сторон такой существенный изъян становится просто незаметным.

Введение. Нет, пожалуй, на свете женщины, которая не хотела бы иметь в своём гардеробе как можно больше вещей с надписью на этикетке-составнике: «Шёлк 100%».
Это и не удивительно, так как шелковая ткань обладает уникальными эстетическими и потребительскими свойствами, которые не может повторить ни один из видов натуральных и синтетических материалов.

Что же такое шёлк?
Шелковой тканью называют полотно, получаемое из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Нити эти чрезвычайно тонкие - их толщина колеблется от 20 до 30 микрометров (для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет 80-110 микрометров). Благодаря малой толщине шелковых нитей, ткань, сотканная из них, получается очень мягкой и струящейся. Кроме того, шелковые нити имеют треугольное поперечное сечение, что позволяет им, подобно призме, преломлять свет, в следствие чего ткань приобретает красивое переливание и блеск.
Шелковые ткани весьма дороги, что обусловлено высокой трудоёмкостью получения сырья для их изготовления. Вкратце это процесс таков.
Гусениц шелкопряда, находящихся внутри кокона, умертвляют высокотемпературным паром, после чего коконы помещают в кипящую воду и вываривают, чтобы растворился белковый клей, скрепляющий витки шелковой нити. Затем вручную находят концы нитей и разматывают каждый кокон, соединяя концы нитей из разных коконов и сматывая их на одну шпулю. Полученный таким образом шелк-сырец скручивают в нить, пригодную для ткачества, и уже из таких крученых нитей на ткацком станке изготавливают шелковое полотно.

© Типография «Два клёна», 2017.
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.