Модные прически и рекомендации

Народный календарь май. Календарь народных примет на май Народные приметы и праздники в мае

Древние языческие и славянские традиционные праздники, главные памятные даты и обряды, значение которых важно для всего Рода, находились в календаре определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее жизненным ритмом. Мудрые предки понимали – невозможно повернуть ее вспять и бессмысленно переписывать старые стили на новые.

В нашем календаре языческих праздников славян мы указываем для вашего удобства даты по новому стилю. Если Вы хотите праздновать их по старому, просто отнимите от указанного числа и месяца тринадцать дней. Мы будем искренне рады тому, что Вы проникнетесь честностью и полезностью, разумностью и благодатью языческих праздников Древней Руси и Предков-славян, их традиций и поможете возродить и передать их своим Потомкам для укрепления силы всего Рода. Для желающих войти в новый ритм с обежной защитой амулетов, заходите в наш каталог — .

Природный календарь славян основан на четырех главных точках – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли: возможно смещение в датах от 19 до 25

Лето (год)
2016 22,23,24 декабря (25 -Коляда) 19 марта 21 июня 25 сентября
2017 18 марта 21 июня 25 сентября
2018 20,21,22 декабря (23 — Коляда) 19 марта 22 июня 25 сентября
2019 22,23,24 декабря (25 — Коляда) 21 марта 21 июня 23 сентября
2020 21,22,23 декабря (24 — Коляда) 20 марта 21 июня 22 сентября

Само же годовое Колесо – Коло Сварога состоит из двенадцати лучей-месяцев. Силой Богов и Рода она запущено в непрерывное вращение посолонь и образует КругоВорот ПриРоды.

Саму любовь славян к своей Земле и Круговороту стихий и времен года отражают древние языческие названия каждого месяца. В одном емком слове отражена суть времени и ласковое обращение к ПриРоде, понимание ее трудной КруглоГодичной работы во Благо своих детей.

Вот как называли наши Предки месяцы, в которых справляли главные славянские праздники:

  • Январь - Просинец
  • Февраль - Лютень
  • Март - Березень
  • Апрель - Цветень
  • Май - Травень
  • Июнь - Червень
  • Июль - Липень
  • Август - Серпень
  • Сентябрь - Вересень
  • Октябрь - Листопад
  • Ноябрь - Грудень
  • Декабрь - Студень

Зимние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в декабре

3 декабря День памяти богатыря Святогора

В этот день славянами вспоминается и почитается богатырь-великан Святогор, принесший Руси большую пользу в борьбе с печенегами. Его подвиги описаны наравне с героизмом Ильи Муромца в славянских былинах, жил он на высоких Святых горах, а по преданию его тело захоронено в Гульбище, боярском кургане больших размеров. В такой праздник хорошо рассказать своим Потомкам о великане Святогоре и продлить Память о его наследии, поведать и о Родных Богах славян.

19-25 декабря Карачун

Карачун – второе имя Чернобога, спускающегося на землю в дни зимнего солнцестояния, Коловорота (длится 3 дня в промежутке с 19 по 25 декабря). Карачун является злым подземным духам и имеет при себе слуг в образе медведей – буранов и волков – метелей. Это мороз и холод, укорачивающийся день и беспроглядная ночь. Однако вместе с этим Карачун считается справедливым Богом смерти, не нарушающим земные Порядки просто так. Чтобы защититься от гнева Чернобога достаточно соблюдать Правила и носить славянские амулеты-обереги.

По завершению Карачуна наступает Праздник — Коляда, Солнечное Рождество

Коляда – это молодое Солнце, воплощение начала новогоднего цикла. С этого дня начинались Большие зимние Святки и поворот Солнца на весну. В это время дети и взрослые рядились в сказочных персонажей и зверей и под именем Коляды стувались в избы зажиточных семей. Под задорные песни и пляски они требовали угощений от накрытого стола и желали хозяевам счастья и долголетия. Обидеть колядующих означало навлечь на себя гнев самого Коляды, поэтому накануне Солнечного Рождества начиналась подготовка сладостей и варка кутьи.

31 декабря Щедрый вечер, Щедрец

В этот день Больших зимних Святок, собирались и выходили по улицам играть представления. Собирать угощения, славить и щедрых хозяев и шуточно ругать скупцов. Щедрый, добрый вечер! – кричалось каждому прохожему в приветствие. Отсюда и пошло название этого зимнего славянского праздника со времен языческой веры.

Языческие и славянские праздники в январе

6 января Турицы

Тур – это сын Велеса и Макоши, покровитель пастухов, гусляров и скоморохов, юношей – будущих воинов и кормильцев семей. В этот славянский праздник производился обряд посвящения в мужчины, а также выбирался главный пастух в селенье. Этот праздник закрывает Велесовы Зимние святки и поэтому все спешат погадать последний раз, что же ждет их в будущем, накрывают богатый стол.

8 января Бабьи каши

В этот славянский праздник чествуют повивальных бабок и всех старших женщин Рода. Им преподносятся щедрые дары и славления, а в ответ они обсыпают своих детей и принятых когда-то младенцев зерном с благославлением и пожеланием щедрой Доли и Легкой Судьбы. Символ Рода в славянских оберегах также помогает сохранить связь между поколениями, привить Потомкам уважение к своим Предкам.

12 января День похищений

В этот не славянский праздник, а памятный день Велес похитил супругу Перуна, Додолу или иначе Диву в отместку за отказ на предложение руки и сердца, а позже и Марену, супругу Даждьбога, которая стала женой Кащея и родила ему много дочерей-демониц. Поэтому двенадцатого января остерегаются выпускать девушек гулять одних и работают над усилением личных защит: изготавливают украшения-амулеты, вышивают на женских рубаха обережные орнаменты.

18 января Интра

Это древний языческий праздник славян, в день которого они почитают участника Воинского Триглава Интру. Он, Волх и Перун составляли Свод качеств, необходимых для воина. Интра символизировал Свет и Тьму как борьбу противоположностей и необходимость выбрать верное, порой и жесткое решение. Также Интра, Индрик-зверь является и покровителем колодцев, туч, змей, Навьим Богом, поэтому в такую ночь Ведуны заговаривали на защиту все печные трубы, чтобы темные духи в виде змей не смогли проникнуть в дом.

19 января Водосвет

Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают христианский праздник Крещения. Однако христиане заменили название языческого праздника «Водосвет» на «Крещение Господне», а суть и традиции остались прежними хоть это и не христианский праздник и даже католики не отмечают 19 января.

В этот день славяне отмечали языческий праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться не было возможности, тогда обливались водой в тёплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета.

Считалось, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь год. Славяне верили, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что вода структуируется и открывается канал общения между людьми и центром Галактики, своего рода связь с космосом. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалось хорошим проводником. Вода способна «запоминать» как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить человека, либо наоборот разрушить его.

Наши предки верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит здоровье человека.

21 января Просинец

Этот славянский праздник посвящается славлению Небесной Сварги и возрождению Солнца, смягчению холодов. В древности языческие Ведуны вспоминали и благодарили Крышеня, давшего людям огонь для растопления Великого Льда и пролившего из Небесной Сварги живительную Сурью – воду, которая 21 января делает все источники целебными и омолаживающими.

28 января День угощения домового - Велесичи, Кудесы

В этот день славят детей Велеса – его небесных воинов и благодарят Бога за такую защиту Рода. Также не забывают и про Домового, угощают его самым вкусным в доме и просят не обижаться на что либо, поют ему песни и сказки, стараются задобрить и развлечь. В этот день кудесят все: от духов до людей, поэтому не стоит удивляться происходящим чудесам и подшучиванием Батюшки-Велеса над нами. Если хочется, то можно принести требы под ель или сделанный кумир Родного Бога прямо в лесу.

Языческие и славянские праздники в феврале

2 февраля Громница

В этот зимний славянский праздник можно услышать удивительные единичные раскаты грома – так Перун поздравляет свою супругу Додолю-Маланьицу, Молнию, приглашая и нас славить богиню и просить у нее милости – не сжигать амбары и дворы в гневе, а работать во славу будущего урожая, вызывая дожди. Также в такое время смотрели на погоду и определяли – засушливым будет год или же нет.

11 февраля Великий Велесов день

Великий Велесов день знаменует собой середину зимы, некий рубеж. В этот праздник славили Батюшку и проводили игровые обряды шуточного боя Марены с Велесом, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой. Также в этот день ставили защиту скоту и наносили чиры Велеса на все ворота в подворье, славили и приносили требы Скотьему Богу, просили здоровья коровам, свиньям и другим кормильцам семьи.

15 февраля Сретение

Это древний славянский праздник встречи Весны и Зимы, последних зимних холодов и первых весенних оттепелей. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного ПриРодой.

16 февраля Починки

Починки – это важная дата, наступающая сразу же после языческого праздника древних славян Сретения. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и сельскохозяйственного инвентаря. Готовь телегу зимой – именно с Починок пришла к нам такая мудрая пословица. Также следует не забыть и о Домовом, принести ему угощения и поговорить с ладом да миром для установления контакта и получения поддержки в работе на пользу хозяйства.

18 февраля Троян Зимний, день Стрибожьих внуков», поминовение павших у Троянова Вала

Этот замечательный славянский праздник – день Памяти павших воинов, достойных Сварожьих внуков. В их честь совершались обрядовые реконструкционные бои и приносились щедрые помины, а Потомкам рассказывалось и наглядно показывалось – как много сделали для всего Русского Рода участвовавшие в бою у Троянова Вала воины.

Весенние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в марте

1 марта День Марены, Вьюницы, Навий день

В этот день славят богиню Зимы и Смерти Марену, владеющую Навьим миром и помогающую людям после жизни дойти до Калинова Моста. По нему можно пройти через черту Яви и Нави, реку Смородину. В ночь перед этим праздником в Яви пробуждались все неусопшие, забытые и незахороненные души умерших. Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины – маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода. Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц – если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко.

14 марта Овсень малый

По древнеславянскому обычаю на Малый Овсень приходился Новый Год – начало пробуждения ПриРоды и ее готовность к сельскохозяйственным работам и плодоРодию. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение ПриРоды.

19-25 марта Комоедицы или Масленица, Великдень

Языческий праздник Масленица – это не просто славянская встреча весны и веселые проводы зимы. Это день весеннего солнцестояния, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В православном празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы – Марены, угощение блинами – Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него.

22 марта Сороки или Жаворонки

Этот славянский праздник является продолжением славления весеннего равноденствия, а называется так из-за того, что по обычаю начинают прилетать сорок новых видов птиц с зимовья, в том числе и первые жаворонки. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу.

25 марта открытие Сварги или Закликание весны

На последнее, третье закликание весны с ржаными ароматными жаворонками, играми и хороводами происходит Открытие Небесной Сварги и на землю сходит Жива. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам.

30 марта Ладодение

В этот мартовский день славили Ладу: богиню любви и красоты, одну из двух небесных Рожаниц, Богородицу. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин – серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости.

Языческие и славянские праздники в апреле

1 апреля День Домового или его пробуждение

Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому – тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела – охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее – его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом – разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать наизнанку, а носки или обувь порознь.

3 апреля Водопол День водяного

Именно в этот день просыпался Водяной и начинался ледоход и разлив рек. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись – Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении.

14 апреля день Семаргла

В этот славянский праздник Семаргл-Огнебог топит последние снега, превращаясь в пылающего крылатого волка и летая по полям. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети – Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите.

21 апреля Навий день или Поминовение предков

В этот день весенних святок души умерших Предков спускаются к нам, чтобы навестить и услышать про нашу жизнь, радости и печали. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и неусопшие, неупокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять наевают личины для защиты себя от них.

22 апреля Лельник Красная горка

В этот удивительный праздник и еще долго после него славили Лелю, богиню весны, молодости и помощницу в получении будущего урожая. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога.

23 апреля Ярило вешний

В этот славянский праздник выходят на улицу встречать и благодарить покровителя пастухов и защитника от хищников домашнего скота Ярилу-весеннее Солнышко. С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение – Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов.

30 апреля Родоница

В этот последний день апреля и Красной Горки заканчиваются весенние холода и люди идут поминать предков, принося им стандартные требы: кутью, блины, овсяный кисель и писаные яйца. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодоРодие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня.

Языческие и славянские праздники в мае

1 мая Живин день

Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через ЖивоТворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.

6 мая День Даждьбога - Овсень большой

В этот день славят Даждьбога, ПраРодителя славян, Бога Плодородия и супруга Живы. Именно в этот день он отрекся от Марены и сделал выбор в пользу дочери Лады, тем самым – став вместе с Живой на защиту ПриРоды и ее Плодов. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые ритуальные засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же – приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая.

10 мая Вешнее Макошье

Это день почитания Мать-сырой-Земли и ее покровителей – Макоши и Велеса. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы – ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие ПриРоду братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями.

22 мая Ярило мокрый Троян, Трибогов день

В этот день происходит прощание с Ярилой – весенним Солнцем и славятся три летних Бога Сварожьего Триглава, сильных в Прави, Нави и Яви: Сварога, Перуна и Велеса. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже ПриРоды от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением.

31 мая Праздник кукушки или Кумление

Этот очень интересный славянский праздник подразумевает то, что все мы братья и сестры одного Рода. Поэтому желающим покумиться – сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы – просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий прадник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми.

Летние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в июне

1 июня Духов день или начало Русальей недели

Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди. Чаще всего это женщины и Русалки. Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с .

19-25 июня Купало

Это главный летний языческий праздник у славян – День Солнцестояния, Коловорота. В этот день совершаются многие обряды – ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года.

23 июня Аграфена Купальница

Этот языческий древнеславянский праздник открывал купальный сезон. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных – пропаривания, и последующей зарядки – восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, украшения из серебра с обережной символикой.

Языческие и славянские праздники в июле

12 июля День Снопа Велеса

С Велесового дня начинает прибывать жара и производится покос сена скоту, завязываются вбирающие в себя плодорородный дух полей первые снопы. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне.

Языческие и славянские праздники в августе

2 августа Перунов день

Этот древне языческий славянский праздник посвящался чествованию и славлению Вышнего Бога огня и грома, Перуна. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было вострым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и чиром: выпечка, хлеб, вино, квас. Надетая с благословлением Бога или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях.

15 августа Спожинки

Спожинки, пожинки или обжимки – это языческий праздник древних славян со славлением Велеса и срезанием последних урожайных снопов зерна. В каждом поле оставляли последний пучок пшеницы и завязывали его в виде бороды Велеса, в знак уважения и понимания всего того подаренного им великого дара земледелия. Также в это время начинали освящать на Великом Огне собранные мед, яблоки и зерно, приносить их в требу вместе с хлебом и кашей Родным Богам.

21 августа День Стрибога

Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения – хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят – он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились.

Осенние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в сентябре

2 сентября День памяти князя Олега

Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый – Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно.

8 сентября Род и Роженица

Этот славянский праздник посвящен семьи и его благополучию. В такой светлые день Славят Рожаниц: Лелю и Ладу и весь произведенный ими Род. После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадание в спячку до весны. Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимычем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь.

14 сентября Первые Осенины, День Огненного Волха

В этот день земледельцы начинали праздновать Первые Осенины – день Урожая и благодарить матушку Землю за него. Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха – сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе.

21 сентября День Сварога

В этот сентябрьский день славяне отмечали праздник Сварога и славили его за то, что он снизошел и научил людей ремеслам вместе с Велесом, подарил священный Топор и Кузницу. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы.

22 сентября Праздник Лады

Лада, как Богородица и подательница семейного благополучия, покровительница всего живого, заслужила у славян праздник во славу себя. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы.

19-25 сентября Радогощь, Таусень, Овсень или Осеннее Равноденствие (Новолетие)

В этот день подводились итоги и считался убранный урожай и сделанные запасы. Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры.

Языческие и славянские праздники в октябре

14 октября Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме.

30 октября День богини Макоши

В осенний день славили Макошь, ту – что прядет человеческие судьбы, покровительствует семьям и детям в ней, дает счастливый яркий очаг и помогает научиться женским ремеслам: ткачеству, прядению, шитью, вышиванию. Ей приносились требы под кумиры на Алтаре или же на поля и в реки: сладкие булочки, красное вино, монетки и пшеница как символ зажиточности. Также в этот день активировались заранее вышитые обереги для дома, чиры и славянские амулеты-украшения.

Языческие и славянские праздники в ноябре

25 ноября День Марены

В последние дни осени Марена окончательно выгоняет Ярилу и накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержи в себе радости. Люди примиряются с фактом и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой. Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шепоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы.

Просмотры: 21 423

Май – последний месяц весны, время цветения, буйства красок, разгара огородно-полевых работ. Народные приметы говорят, что если в этом весеннем месяце еще холодно и дождливо, то год должен быть хлебородным: «Дожди в мае хлеба поднимают».

По одной из исторических версий месяц май получил свое название от имени богини Древнего Мира Майи. Ранее, по староримскому календарю, он был третьим по счету, а после того, как вошел в силу григорианский календарь, стал пятым. Майское тепло считается «ненадежным», даже если в начале этого месяца погода радует, то начиная со второй декады она может резко испортиться.

Приметы о погоде

С маем в народе связано множество примет:

  • часто сверкают звезды, значит лето ожидается ясное, сухое и теплое;
  • муравьи, пчелы или пауки активно двигаются – погода будет стоять хорошая весь следующий месяц;
  • майский дождь начинается крупными капельками – он будет идти недолго;
  • месяц выдался не дождливым – июнь тоже будет сухим;
  • часто жалует дождливой погодой – сентябрь будет сухим, и наоборот.

Если в мае много паутины, то лето будет знойным. Рябина зацвела во второй половине мая – не стоит ожидать ранней осени. Когда цветение дуба началось раньше, чем распустился ясень, значит, лето будет сухим. Если в начале мая облачно и дует умеренный ветер, то морозов быть не должно.

Сухую и ясную погоду предвещает туман над водой, который сгустился и не расходится в течение нескольких дней. Если туман поднялся утром, образуя при этом кучевые тучки – пойдет дождь, если же он стелется по земле, то день ожидается солнечным. Частые майские туманы – это предвестники мокрого лета.

Сухое лето сулит большое количество майских жуков. Если ночь выдалась теплой и светлой, следующий день будет пасмурным и дождливым.

Если на новолуние идет ночной дождь, то он будет затяжным, а вот когда на родившуюся луну нет осадков, то сухая погода будет стоять за окном еще долго. Вокруг солнца и луны увеличился ореол – сухая и ясная погода в мае будет еще несколько дней.

Присмотритесь к майской радуге: утренняя – вестница дождливой погоды, а вечерняя, – к солнышку, а в случае появления на небе нескольких радуг стоит ожидать теплый дождь, который продлится достаточно долго.

Если в мае с утра солнечный шар кажется больше обычного, то днем обязательно пойдет дождь, если же днем была гроза, но на улице не похолодало, значит, ночью она снова заявит о себе. Прыгающие лягушки по земле в мае обещают теплый дождик.

По дням

  • В ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) проводился самый значительный языческий праздник, посвященный плодородию и расцветающей весне. По приметам, в этот день нельзя было заносить в дом сирень, особенно если там находился больной человек, считалось, что запах цветов одурманит и унесет с собой больного. Для здоровья и долголетия на рассвете пили студеную воду из колодца, а сорванная на рассвете веточка вербы сулила путешественнику удачу в пути и благосостояние.
  • 1 мая – Иоаннов день и Космы (Кузьмы) Халкидонского или Огородника. Начинали куковать кукушки в лесах – знать пора сеять лен, морковку и свеклу. Если же она начинает летать над деревней – быть пожару. Первый майский дождь женщины собирали, чтобы помыть им волосы, тогда они росли, как трава в мае. Облака начинают клубиться – к хорошей погоде.
  • 2 мая – день Иоанна Ветхопещерника и блаженной Матроны. В этот день женщины выходили в поле со свежевытканным холстом, расстилали его на земле и клали сверху каравай, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, обнова». Это сулило сбор хорошего урожая и благополучный год. Цветет осина – пора в лес за сморчками. Если береза распустилась вперед клена – к сухому лету и наоборот.
  • 3 мая – день Иверской иконы Божьей Матери, день окликания предков. В старые времена считалось, что в этот день умершие скорбят о своей земной жизни и возвращаются увидеть своих родных. Поэтому рано утром старухи, пожилые женщины и плакальщицы посещали кладбища, а затем накрывали пышный стол. Если 3 мая появлялась двойная или тройная радуга, то до конца дня погода должна была улучшиться, но в скором времени ожидались обильные дожди. Если цветы маргариток наклонили головки низко к земле – к скорому ненастью.

  • 4 мая – день Ианнуария Беневентского и мучеников Прокула, Соссия и Фавста. В этот день старики выходили за околицу деревни, становились лицом на запад и произносили заговоры от нечистой силы. Начиналось «льняное время»: девушки водили хороводы вокруг яблонь и черемухи, пели песни и присматривали себе женихов. Чем раньше и пышнее зацветет черемуха, тем жарче, по народным приметам, прогнозировалось лето. Много щавеля выросло – к теплой, но снежной зиме. Если звезды ночью сильно мерцали, а на рассвете появились легкие тучки, то к полудню жди дождь.
  • 5 мая – день Феодора Сикеота, Луки и Климента. Высаживали на огородах лук, приговаривая: «Лук от семи недуг». Если к вечеру небо на западе чисто, то осадков на следующий день не будет. Только осина уронит сережки – не проворонь сморчка у дорожки. Если в ночь подморозит, то следующие сорок дней также будет не тепло.
  • 6 мая – Юрьев день, Георгий Победоносец или Вешний, Егорьев день. Рано утром на заре выходили «купаться» в росе и выгоняли скот для приобретения сил и здоровья. Начинались активные посевные работы. Обильная роса – ожидался хороший урожай проса, а шел дождь – легкий год скоту.
  • 7 мая – день Саввы Стратилата, Евсевия, Фомы, Елисаветы. По приметам в Евсеев день ветры все к земле гнут, а к людям маета прилипает. Рожденные этого дня и вовсе всю жизнь маяться будут. Заканчивали посев овса, а появление множества комаров и крылатых муравьев сулил его хороший урожай. После этого дня еще 12 раз могли быть заморозки по ночам. Лучи солнца стали темнеть – жди сильной грозы.
  • 8 мая – день Марка Евангелиста или Ключника, Василия, Фомы. Молились Марку, чтобы он защитил от засухи, «отомкнул» небо и пустил дождь. Солнечная, ясная погода – к урожаю яровых. Утром веет с востока, а вечером с запада, значит, следующий день будет солнечным и без дождя. Если яблони еще не успели зацвести – урожая в этом году ждать не стоит. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • 9 мая – день Василия, Стефана, девы Глафиры Амасийской или Горошницы. Обычно в этот день сеяли горох и сажали ранний картофель, на обед готовили гороховый суп или кашу. Часто и подолгу кующая кукушка предвещала теплую погоду. Если свежий утренний ветер днем усиливается, а к вечеру утихает – к ясной и устойчивой погоде.
  • 10 мая – день Симеона Иерусалимского. Распахивали поля и ждали, когда земля прогреться для засевания пшеницы. Коли сады цветут по холоду, по такому и жать рожь будем. Солнце взошло ясное – лето жди ветреное.
  • 11 мая – день апостолов Иасона, Сосипатра, Святого Кирилла. Заготавливали впрок березовый сок, но погода при этом должна была стоять погожая. Если же с утра туман или дождь, то полезных качеств в соке не будет или он скоро прокиснет. Ясный восход солнца – к хорошему лету, теплая и звездная ночь – к урожаю. Поздно зацвел одуванчик – к засушливому лету.
  • 12 мая – день девяти мучеников Кизических или Целителей. Произносили заговоры от телесных болезней и эпидемий. По приметам в эту ночь сны были вещими. Подул сильный ветер – к скорому ненастью, если дождь начинается с молний, то он будет затяжным.
  • 13 мая – Иаков Зеведеев или Яков Теплый. В дальнюю дорогу на Якова отправлялись, только искупавшись в мартовской талой воде. Она защищала от напастей, болезней и дурного глаза. Хорошая погода и звездное ночное небо в этот день предвещает теплое и урожайное лето. Если цветки одуванчика раскрылись в пасмурный день – к скорому улучшению погоды.
  • 14 мая – день пророка Иеремия или Запрягальщика, Пафнутия и Макария. Считалось, что в этот день сам пророк запрягает свою колесницу и помогает тем, кто пашет и просит у него помощи. Погожий день сулил такой же на сбор урожая. Собака скулит, роет землю и спит тревожно – к скорому дождю с бурей.
  • 15 мая – святого Афанасия Великого, Марии Магдалины, Саломии, Бориса и Глеба Сеятелей. Сажали огурцы, кабачки, тыкву. Начинали петь соловьи: громко и протяжно – к скорому теплу, всю ночь или при густом тумане – к ясному и погожему следующему дню.
  • 16 мая – день мучеников Тимофея и Мавры, Мавра Рассадница, Молочница или Щиха. Высаживали в огороды рассаду, начинали варить щи с зелеными побегами крапивы, щавеля, лебеды. Коров выгоняли пастись, на свежую траву, чтобы давали густое и жирное молоко. Обильная роса и ясный день сулил хороший урожай огурцов. На черемухе много цвета – к мокрому лету.
  • 17 мая – день Пелагии Тарсийской или Заступницы. Пелагия считается покровительницей всех невинных девиц, несправедливо обиженных, птиц и баклушников. Именно в этот день заготавливали дерево для изготовления ложек и другой домашней утвари. Приметы гласят: терн зацвел раньше и обильнее положенного – к холодному концу мая месяца, солнце бледное и в дымке – к продолжительной ненастной погоде.
  • 18 мая – день Ирины Македонской, Арины Рассадницы или Капустницы. Выжигали старые покосы, женщины (обязательно в одиночестве и молча) высаживали капусту и другую рассаду. Изобилие хвоща в балках да по полям говорило о хорошем урожае овса. Если гусь плескается в воде – к теплу, если в пыли – к похолоданию.
  • 19 мая – день Иова Многострадального или Горошника. Второй раз высеивали горох и другие бобовые. Если этим утром легла обильная роса и целый день стоит ясная погода, это благоприятный знак – урожай будет богатым. Если осы организовывают гнезда на открытых солнечных местах, значит, лето будет дождливым и сырым.
  • 20 мая – день воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Купальный день. В этот день считалось необходимым искупать лошадей, участвующих в посевных работах, в ближайших реках или водоемах. Сами хозяева также окатывали себя ведром холодной воды с головы до ног для здоровья и придания сил. Ветер веет с юго-востока – к длительной погожей погоде. Радуга с широкой зеленой полосой – к длительному и обильному дождю.

  • 21 мая – Иоанна Богослова и Арсения Великого. Сеяли пшеницу, а зажиточные хозяйки пекли пироги и угощали ими всех проходящих мимо путников, нищих, убогих. Плохим знаком считалось так никого и не встретить на дороге, тогда хотя бы один пирог крошили домашним и диким птичкам. Если гроздья акаций совершенно не издают запаха, значит, скоро будет затяжной дождь.
  • 22 мая – день пророка Исаии и Николая Чудотворца, Угодника или Вешнего. Становилось совсем тепло и лошадей выгоняли на ночные пастбища. Вечером девки носили пастухам пироги, гречневую кашу в горшочках, жгли костры, пели песни и водили хороводы. Хорошей приметой на Николая считался дождь или умыться на рассвете росой – это сулило здоровье и хороший урожай. Ночной гром – к хорошей погоде.
  • 23 мая – день апостола Симона Зилота. Этот день совпадал с языческим праздником Матери-Земли или Кормилицы, людям не разрешалось копать, пахать, бороновать или хоть как-то нарушать целостность земляного покрова. А вот ходить по земле босыми ногами, особенно по росе или собирать лечебные травы вполне приветствовалось. Птицы запели до рассвета – к дождю.
  • 24 мая – день Кирилла и Мефодия, священномученика Мокия или Мокия Мокрого. Народные приметы говорят, что в этот день месяца обычно идут дожди, и они приносят красоту и силу тем, кто под ними вымокнет. Затяжной дождь грозил мокрым и сырым летом. Фазан с вечера усаживается на ветку дерева – к тихой и сухой ночи.
  • 25 мая – день святого Епифания, Германа и Ермогена, Рябинник. В Епифанов день девицы одевали красные сарафаны или юбки, молились святому, чтобы уберег посевы и дома от пожаров. О том же просили и у рябины, водя вокруг хороводы. Багрово-алый восход солнца обещал сильные летние пожары. Если на прудах кувшинки подняли свое листья на самую поверхность, значит, заморозков уже не будет.
  • 26 мая – день девы Гликерии и мученика Лаодикия. Начинался посев гречихи. В старину говорили: «Если на Гликерию много комаров – готовь по ягоды коробов, если мошек – для грибов лукошек». День жаркий, а ночь прохладна – на завтра дождя не будет. Цветки земляники закрылись и поникли к самой земле – жди скорого ненастья.
  • 27 мая – день Исидора Хиосского, блаженного Исидора Твердислова или Бокогрея. С этого дня переставали веять северные ветры, становилось тепло, массово прилетали стрижи и ласточки. Ясный день сулил хороший урожай огурцов, холодный – мокрое и холодное лето. С утра на листьях клена выступили капельки сока – к вечеру быть дождю.
  • 28 мая – день Пахомия Великого, Исаии Ростовского, Димитрия. Устанавливалось настоящее тепло. Старики говорили: «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу поскорей», причем кроме пшеницы сеять больше ничего не рекомендовалось – не взойдет. Летает много паутины – к жаркому лету, дым от костра клубиться и выедает глаза – к сырому дню.
  • 29 мая – день преподобного Феодора Освященного или Житника, Кассиана и Лаврения. Считался последним сроком посева яровых. На обед обязательно готовили кашу (гречневую, ячневую, пшеничную или пшенную) с маслом. До этого дня обязательно зацветала рябина. Если лягушки и жабы расквакались во время холодного дождя – скоро погода наладится.
  • 30 мая – день апостола Андроника и преподобной Евфросинии (Евдокии). Пришла пора окучивать картошку. В народе говорили: «Какова Евдошка – таково и лето: молодой месяц с дождем – к мокрому, с северным ветром – к холодному». Свиньи роют себе ямы для луж и болота перед мокрым летом.
  • 31 мая – память святых отцов семи Вселенских Соборов, Феодота Анкирского и семи дев мучениц. Высаживали лен и наблюдали за дубом. Если на дубе макушка с опушкой (развернулись все листы) – будешь мерить овес кадушкой. Опадание зеленых листьев с дуба или дождь обещали голодный год и плохой урожай фруктов. Пчелы массово сидят и работают на рябине – к хорошей погоде на следующий день.

Свадьба в мае

В прежние времена женитьба в мае по народным приметам не сулила молодой семье ничего хорошего. Старики говорили: «В мае сходиться – всю жизнь маяться». Обидным считалось даже сватовство в этот период.

Если же другого выхода не было и свадьбу надо было играть именно в мае, то венчальную церемонию проводили под старым дубом, символом силы, могущества и прочной веры. Молодые брались за руки и трижды обходили дерево, кланялись ему в пояс и молили сохранить их союз крепким и благополучным.

На сегодняшний день многие молодые люди не верят в старинные приметы и обряды и сочетаются браком в подходящее для них время, твердо веря, что для настоящей любви не страшны любые преграды.

Неблагоприятными для свадьбы по церковному календарю считаются дни Великого поста и короткие однодневные.

На Руси его называли «ярец» в честь славянского бога Солнца Ярилы, а также «травень-цветень», «святодень», «птичий пересвист». У греков май обязан своим названием богине гор Майе, которая именно в это время покрывает горы зеленью. У римлян Майя — богиня плодородия и весеннего обновления земли.

ПРИМЕТЫ МАЯ

Май весну венчает, лето встречает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

Майская трава и голодного кормит.

Много майских жуков — к сухому лету.

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Когда береза лист распустит перед ольхой — лето будет сухое, а если ольха перед березой — мокрое.

Мокрый май — будет каша и каравай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили:

В рубахе пахать, в шубе сеять.

Обычно холода возвращаются, когда зацветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая

День Козьмы , названный в честь святителя Космы. В этот день на горке ставили соломенное чучело на шесте, вокруг него пировали, а потом сжигали его с песнями и плясками. Когда горел огонь, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем», по аналогии с масленич-ными обрядами. В некоторых местностях маем называли украшенное дерево (типа троицкой березки).

Сей морковь и свеклу на Козьму.

Про морковь говорили так: «Она любит землю пес-чаную, на которой родится глаже и вкуснее, и в ботву не столько станет расти, на черной же земле боле траву пускает, нежели корень свой». Человеку, родившемуся в этот день, пророчили быть огородником.

2 мая

День Иоанна Ветхопещерника, или Ивана Воинственника.

Иван — весне новина.

Крестьяне приносили на поляны свежесотканные хол-сты и рубахи («новину»), полоскали их в реке, расстилали в поле, чтобы отбелились под солнцем. Холстом нового урожая одаривали Весну: на растеленный на лугу холст ставили пирог и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!»

На Ветхопещерника обновляй новину.

Уходили домой с надеждой, что Весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен, коноплю и рожь.

3 мая

День Федора , поминовение усопших. День назван в честь преподобного Феодора. По поверьям, взбудораженные весенним оживлением души умерших вылетают на свет Божий и ищут покоя, а потому не-обходимо навещать могилы родственников, прибирать кладбища, причитать или окликать покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были «плачи» на могилах.

Федор — окликание предков.

На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая

День Прокла . Старики проклинали нечистую силу. Приметы этого дня:

Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится.

Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая

День преподобного Луки . Принято сажать на грядки лук.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изво-дит.

Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Про мелкие печали или ничтожные огорчения, не за-служивающие слез, говорили так:

Горе луковое.

Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны.

6 мая

День памяти великомученика Георгия По-бедоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий хра-брый). В народном представлении его образ существует в трех ипостасях: воина, защитника скота и волчьего па-стыря. Говорили так:

Не бывать Весне на Святой Руси без Егория.

Вся живая тварь у Егория под рукой.

Считалось, что он покровительствует не только до-машней скотине, но и диким зверям, и если волк или медведь уносили овцу, то случай этот приписывали воле святого Георгия:

Что у волка в зубах, то Георгий дал.

По преданию, накануне своего вешнего дня святой Егорий объезжает на белом коне все леса и отдает наказы дикому зверью: где кормиться, чем промышлять-

Без Егорьева наказа и серый волк сыт не будет.

На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится.

Егорий-храбрый держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води.

День «Егория вешнего» (существует также «Егорий осенний») считался праздником пастухов: скот выгоняли на первый выпас. Важное это событие обставлялось це-лым рядом ритуальных действий. Хозяева пекли обрядо-вое печенье в виде «коровок», «лошадей» и «козулек», делали «соченое молоко» — толкли в ступе конопляное и льняное семя, разводили водой и давали скотине, чтобы узнать, здорова ли она. Животное, которое отказывалось пить это «молоко», считали больным. Затем «для пущего здоровья» скотину обливали во дворе талой водой. Рано утром на лугу хозяин «выкликал волка»:

Волк, волк, на какую животину от Егория тебе наказ вышел?!

После этого в поле бросали голову и ноги от зарезан-ной овцы. Хозяин обходил всю скотину с образом святого Георгия, а когда коров собирали в общее стадо, в часовне служили водосвятный молебен, после чего животных кро-пили святой водой и, наконец, гнали за околицу.

Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!

Ребята-подпаски стегали скот вербой и кричали:

Верба из-за моря,

Дай, верба, здоровья!

Верба, хлест —

Бей до слез!

Бери хворостинку —

Выгоняй скотинку!

Утром рано

Меть барана!

К хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, которая, сметая с травы ночную росу, обеспечивала обильные удои всему стаду. Старые пастухи уверяли, что средство это верное. В этот день чествовали пастуха: одаривали караваями, кормили в поле мирской яичницей и, по обычаю, окатывали водой, «чтобы не дремал», хотя больше надеялись все же на святого:

Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом.

Чтобы Егорий не забрал скотину «волку на зуб», перед его иконой накануне этого дня ставили свечи. В обря-довых песнях, сопровождающих выгон скота, крестьяне обращались к святому с просьбой:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный,

Ты паси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В этот день украшали зеленью и цветами смазливого парня, ставили ему на голову круглый пирог, хороводом вели в поле, где трижды обходили посевы, а потом разво-дили костер, ели пирог и пели весенние песни. Открывался сезон хороводов, а посиделки заканчивались.

Ребятишки ходили по дворам славить Егория:

На Егорья вам,

На вешнего вам!

Телоньки, телитесь,

Кобылки, жеребитесь,

Овечки, ягнитесь,

Свинки, пороситесь,

Курочки, неситесь,

Петушки, топчитесь!

Хозяюшка, добрись,

Хозяин, не скупись!

Выносите к крыльцу

Ребятам по яйцу —

За наши труды

За егорьевские!

С этим днем связаны поговорки и приметы: На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря).

Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч до-лой.

Пришел Егорий — и весне не уйти.

На Егорья роса — будут добрые проса.

Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши.

На Егорья дождь — скоту легкий год, гречи нерод.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Утренняя роса на Георгия считалась целебной. Ее соби-рали на льняные полотенца и отжимали до восхода солнца. На росную траву выгоняли гулять босиком детей:

Будь здоров, как Юрьева роса.

7 мая

День Саввы и Евсея , названный в честь пре-подобного Алексия и мученика Саввы Стратилата.

Савва и Евсей — овсы отсей.

Овес не князь — любит грязь.

Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.

Овес сеяли или до, или после наступления полнолуния, и никогда — во время затмения.

Все запасы подходили к концу:

Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая

День Марка-ключника, названный в честь апостола святого Марка. Марк — хранитель ключей от дождя, ему молились от засухи:

Дети зазывали дождь:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи!

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Только пуще поливай!

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Если дождь, начавшийся в это день, льет до 11 мая, то следующие три года будут очень урожайными.

Зеленая радуга — к добрым урожайным дождям, высо-кая радуга — к хорошей погоде на месяц, низкая радуга — к ненастью.

На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко.

9 мая

Дела, сделанные в этот день до восхода солн-ца, будут успешными.

Солнце встает багряное — к грозовому и пожарному лету.

Если кукует кукушка — домашние животные будут бо-леть; кукушка кукует раньше соловья — плохое лето.

10 мая

День Семена-ранопашца.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

Землю пахать — не в бабки играть.

И поедим, и спляшем — только пашню вспашем.

На пашне огрехи — в кармане прорехи.

Стоя на первой вспаханной меже, пахари зазывали:

Ты, Мать-Сыра земля, укроти ветры полуночные, сдер-жи морозы-холода лютые. Ты взойди, солнце красное, люду на пораду, на добрые всходы! Ты взвейся, жавороночек, во синее небо. Огляди-ка, жавороночек, черную пашню. Ся землица крестьянская вся потом улита, сошенькою всковырена, слезами омыта.

Примета:

Яркая игра звезд перед первым яровым севом — к богатой яровине.

Петь в этот день нельзя — будет большой убыток, неурожай, и все дела пойдут в этот год плохо.

11 мая

День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. Знахарей задабривали подар-ками.

На Ясона ветер тепляк-здоровяк.

Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету.

Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

Больных лечили «собранным» в этот день в ладанку теплым южным ветром и березовым соком, особенно целебным на Максима.

12 мая

День Девяти мучеников . Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая

День Якова-звездоночного.

Теплый вечер и звездная ночь на Якова — к сухому ясному лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, ведь в мае жениться — значит всю жизнь маяться (по старо-му стилю в этот день май только, начинался). В первый майский вечер на лугу ставили молодое зеленое деревце, украшенное лентами, водили вокруг него хороводы, жгли костры и веселились. Во многих местах начинали сев.

Роса в этот день целебна. Не обрызгавшись этой росой, нельзя отправляться в дорогу — иначе все дела, связанные с ней, будут неудачными.

14 мая

День Еремея-запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии, и день иконы «Не-чаянная радость». В этот день не принято давать в долг зерна и хлеба — по поверьям, это приводит к плохому урожаю.

На Еремея по ранней росе иди на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет при-гожа.

Ель распустила почки — с севом надо торопиться.

15 мая

День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Начинают петь соловьи.

Соловейка маленький,

Сизенький, касатенький!

Перышки рябенькие,

На крылышки легонький!

Спой в саду, пощебечи

Ты днем и в ночи:

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Приметы:

Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведешь лето.

Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.

Соловей поет всю ночь — будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садов и ну.

Услышав первого соловья, нужно успеть скинуть с себя рубашку — кожа тогда будет гладкой и красивой.

Если на Бориса удалось что-то выгодно продать — «весь год с барышом будешь» (еще этот день называют «барыш-день»).

16 мая

День Мавры-молочницы . У коров при-бавляется молока.

И хозяйке легко, коль на столе молоко. Зацветает черемуха, наступает похолодание.

Черемушка зеленая,

Тонкая, высокая,

Листом широкая!

Под лучами ясными,

Под звездами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки!

На потеху старым,

На диво детям малым!

Появляется первая зелень:

Мавра — зеленые щи.

В зеленые щи крапиву ищи.

17 мая

Огород ограждали изгородью. Поставленная именно в этот день, она убережет посевы от злого глаза и порчи. В церкви заказывали молебны о дождях, растениях и животных, чтобы все хозяйство приносило прибыль.

18 мая

День Ирины-рассадницы, память мученицы Ирины . Пора пересаживать капустную рассаду на грядки, приговаривая:

Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!

Первый кочан нужно накрыть самым большим горш-ком и белой скатертью. Работа эта издревле считалась исключительно женским делом: посаженные мужчиной, овощи зацветут, но плодов не дадут.

19 мая

День Иова-горошника, огуречника, росенника. Провести его нужно как можно тише, спокой-нее: поразмышлять о жизни, попросить прощения у тех, перед кем виноваты. День назван в честь праведного Иова Многострадального. Пора сеять горох:

Старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.

И репу, и горох не сей подле дорог.

Иов росы распустил.

Опытные огородники знали: сеять горох нужно на за-кате солнца (чтобы воробьи не видели), при ущербной луне, на сырой земле. Горох, посеянный при северном ветре, будет жестким, при западном или юго-западном — мягким, на нем скоро появляются черви, и он сильно за-растает сорными травами.

Сей, сей горох,

Рассеивай горох!

Уродись, горох,

В огороде не плох!

И крупен, и бел —

На потеху всем,

И сам тридесят —

Для малых ребят!

Приметы этого дня:

Большая роса — к урожаю огурцов.

Ясный день — к обилию огурцов в этот год.

20 мая

Ходить босиком нельзя: это привлекает в дом змей и других ядовитых тварей, а также комаров и мух.

21 мая

День Ивана-Пшеничника.

Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу!

Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Дождь — будет много грибов.

Начало сева сопровождалось множеством ритуальных действий, призванных обеспечить хороший урожай. Чтобы летом не овладевала усталость, крестьяне накануне сева изображали различные сельскохозяйственные работы — косьбу, жатву, молотьбу. Чтобы хлеб лучше уродился; хозяин до восхода солнца потрясал сохой, а хозяйки пекли пироги в виде сохи и бороны.

На закате солнца славильщики обходили дворы с по-желаниями богатого урожая. Такие песни назывались «волочебными», а сами окликалыдики — «волочебниками» (от древнерусского слова «волочить» — медленно передвигаться). Будущие радости представлялись в таких песнях как уже свершившиеся:

Не шум шумит, не гром гремит —

Идут-бредут волочебнички,

Волочебнички, полуночнички.

— Хозяин ты наш батюшка!

Ты спишь или так лежишь?

Подари ты нас, волочебничков,

Волочебничков, нерадельничков.

Наши дары малы, не велики —

Пару яиц да пироги.

Не хочешь нас дарить — пойдем бродить,

Грязи толочить, людей смешить.

Хозяинушка наш батюшка!

Зажги огонь, сходи на двор.

На твоем-то дворе три радости:

Первая радость — коровка отелилась,

Другая радость — овечка оягнилась,

Третья радость — кобылка жеребилась.

Коровка телила — телочку,

Овечка ягнила — ярочку,

Все ярочки по парочке,

Твоим деткам на подарочки.

Кобылка жеребила — коника,

Коника все вороника.

С этим же, хозяинушка,

Живи здорово,

Живи богато!

Перед тем как начать сев, сеятель садился на борону и говорил так:

Как я весок и тяжел, так и хлеб мой будь на полосе весной — тяжкой; чтоб никто не мог на моей полосе цвет ни снять, ни сдуть, и чтоб дождь не омыл и буйный ветер не поснимал, кроме меня — хозяина. Так взойди, красное солнышко, на ниву, дай моему хлебу силу! А ты, Мать-Сыра земля, вскорми хлеба!

К семенам примешивали крошки хлеба, скорлупу яиц. Это должно было вернуть земле силу и дать ей плодородие.

Домашних животных в этот день принято было холить и лелеять. Была и другая забота: читались заговоры на прибавление ума, а в церкви заказывали молебны с этими же прошениями.

22 мая

День Николы вешнего, травного, тепло-го, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важная церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. К нему приурочивали посев хлебов, в некоторых местностях начинали сажать картофель. После Николы наступали теплые ночи, вы-растала густая трава.

Никола вешний — праздник конюхов. Принято было не работать и впервые в году выгонять лошадей в поле — на ночной подножный корм. Ребята в ночном жгли костры, во-дили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.

Пришел бы Никола, а тепло будет!

С Николы вешнего сади картофель.

Проси Николу, а он Спасу укажет.

До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы не тужи.

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.

Нет для мужика поборника лучше Николы-угодника.

23 мая

День Симона Зилота . Время собирать це-лебные коренья: травы наполнены особенными соками.

На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

В этот день промывали, протирали и выкладывали на солнце изделия с драгоценными камнями — чтобы долго сохраняли свой вид.

24 мая

День Мокия мокрого, названный в честь священномученика Мокия.

Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее.

Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься.

Туман на Мокея — к мокрому лету.

Восход багряный — к грозному и пожарному лету.

25 мая

День Епифана.

На Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

Если акация сильно пахнет и привлекает много пчел — долго будет стоять хорошая погода.

Если распустились белые кувшинки на озерах и пру-дах — заморозков больше не будет.

26 мая

День Лукерьи-комарницы. Начало кома-риного года.

Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая

День святого мученика Исидора, или Си-дора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. При-мечали: если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши.

Кукушка кукует — пора сеять лен, стрижи прилетели — к теплу.

Сидор-видор, сею-вею беленький леночек (из хоро-водной песни).

На Сидора сиверко — лето будет холодное.

Прошли Сидоры, прошли и сиверы.

До Сидоров заморозки бьют.

Ласточки летают высоко — к хорошей погоде.

К Сидору приурочивали также первый посев льна

28 мая

День Пахома-бокогрея, память препо-добного Пахомия Великого. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время появ-ления листвы и цветения, называемое в народе зеленым шумом.

Пришел Пахом — запахло теплом.

На Пахома тепло — все лето теплое.

На Пахома-травника и пустырь зелен.

Если зацвел можжевельник — пора сеять ячмень (до тех пор, пока цветет калина).

29 мая

День Федота-житника, память преподоб-ного Феодота.

Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.

Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

Пора сеять жито (ячмень). Сеяли, приговаривая:

Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху.

В засушливую весну крестьяне «ходили на гремячий»: шли к роднику и принимались поблизости от него копать землю. Если удавалось добраться до воды, это считалось большой удачей — дождик был уже близко, оставалось только позвать его:

Гой еси ты, дробен дождь! Пади на мою рожь, чтобы она росла, как лес высока, как дуб толста!

Секи, секи, дождь!

На нашу рожь,

На гречу и пшеницу,

Овес и чечевицу,

А на ячмень —

Поливай весь день!

Это день считался опасным: колдуны напускают на ветер порчу. Хозяева обходили свои владения и разбра-сывали семена, привлекая в дом счастье. Денег в долг не давали: это приведет к неудачам и безденежью.

30 мая

День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии.

Какова Евдокия, таково и лето.

Заканчивается сев пшеницы. Если сережки на тополе вызрели за полторы-две недели до осиновых — много ро-дилось сморчков и строчков, можно начинать их сбор.

31 мая

Продолжали сеять лен и сажать огурцы. Дуб одевается, скотина наедается.

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Услышав кукушку, загадывали:

Ку-ку, кукушечка!

Ку-ку, рябушечка!

Сколько лет мне жить,

По земле ходить?

Примечали:

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Чтобы бел-волокнист уродился лен, сей его на молодой месяц; а чтобы собрать побольше льняного семени — жди полнолуния.

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок,

Вверх головистый,

Вниз коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым.

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Весна как добрая хозяйка, уходя надолго, не могла оставить землю до конца не прибранной. Но мыслимое ли дело за таким огромным миром одно... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что по этому дню можно судить, каким будет лето. Как правило, на Евдокию дует достаточно сильный ветер. Считалось, к 30 мая поя... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В старину 29 мая считали одним из самых несчастливых дней в году. Люди старались либо до этого дня, либо уже в день 29 мая засеять все жи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили: «Если пришел Пахом – запахло теплом». Хорошая погода в этот день означает, что лето будет теплым. Также известно, что именно в... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Во многих северных областях России 27 мая звали Сидора огуречником, высаживая в этот день на грядки огуречную рассаду. А деревенские ребя... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В старину этот день называли по-разному: Лукерия, Гречишница, Лукошница, Комарница, Лушка. В этот период собирали целебные травы, а также... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 25 мая говорили, что наступил день Епифана или Рябиновка. Этот день был известен тем, что люди в старину 25 мая старались произносить о... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Судя по характеристике, данной Мокию в народном календаре, 24 мая можно было смело сравнить с чудесным барометром, определяющим погоду пр... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Симона на Руси кладоискатели считали своим благосклонным покровителем, отправляясь 23 мая на поиски зарытых в земле сокровищ. Хотя заветн... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 22 мая называли по-разному: день Николы Чудотворца, день Николы вешнего, Николы теплого. Это один из главных праздников на Руси,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В православной церкви 21 мая почитают память святого Иоанна Богослова – одного из самых любимых учеников Иисуса Христа. Согласно существу... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Считалось, что нужно ранним утром 20 мая выставить ведра с колодезной водой на солнце, а днем облиться этой водой. В этот день воде прид... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день называли по-разному: день Иова Горошника, Росенника, Огородника. Говорили, что Иов росы распускает – действительно, по утра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В южных районах России этот день отмечался 29 апреля. Обычно на Арину высаживали в грунт рассаду капусты и примечали, как она пьет поливк... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Известно, что именно 17 мая крестьяне пытались заготовить материал, который впоследствии можно использовать для изготовления деревянных л... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Вольно и сытно жилось в это время скоту - кругом свежо, зелено. А вот людям приходилось пояса потуже затягивать, ведь зимние запасы хлеба... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе этот день называли Соловьиным праздником, Барыш днем. Говорили: «На Бориса и Глеба успей посеять хлеба». Считалось, что 15 мая с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня За то в народе Еремея запрягальником прозвали, что он самого нерадивого мог на работу из дома погнать: «На Еремея и ленивая соха в поле в... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Теплый вечер и звездная ночь сулили на Якова лето жаркое, но грозовое, а год урожайный. Кроме того, считалось, что в день святого апостол... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Верили, что именно в этот день все заговоры являются наиболее эффективными. Обращались 12 мая к Девяти мученикам и просили их об исцелени... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром говорят: «Пришел май - под кустом рай». Ярко, солнечно, празднично все вокруг. Луга покрылись травами, украсились первыми цветами... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нечистая сила пытается поближе подойти к местам людского обитания. Если человек родился 10 мая, то говорили, чт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно этот день был в старину известен тем, что старались посадить горох, заговоренный на хороший урожай. Также говорили, что 9 мая нужн... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 мая на дворе, и потому день ото дня все сильнее прогревается воздух, а солнце с безоблачного неба уже не только ласкает землю своими лу... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили: «пришел Евсей – в этот день овсы отсей». Считалось, что после 7 мая могут наступить морозы по ночам. Если человек рождался 7 ма...

Травень, цветень, травник, розоцвет, светозарник, розняк, светодень, соловьиный месяц — немало звучных народных прозвищ у последнего весеннего месяца, названного в честь Майи — то ли римской богини плодородия, то ли греческой богини гор (существуют различные версии на этот счет). Утопающая в нежной молодой зелени земля, пьянящие ароматы цветущих садов, дни, наполненные солнечной лаской, и волшебные ночи, пронизанные дивными соловьиными трелями…

Все это, тем не менее, не мешало нашим предкам считать май едва ли не самым тяжелым месяцем года. Возможно потому, что не разгуляться было простому человеку в этот месяц — работы и в поле, и в огороде предостаточно. В тревоге за будущий урожай крестьяне присматривались к малейшим переменам в природе, соблюдали все традиции. Практически с каждым майским днем связаны свои приметы и обычаи. Рассмотрим лишь некоторые из них.

1 мая – Кузьма. Этот день считался лучшим для посева семян моркови и свеклы. А чтобы будущий урожай приобрел особую целительную силу, во время работы полагалось обращаться с молитвой к святому Пантелеймону.

1 мая 2011 года – день особенный, поскольку на него приходится один из любимейших в народе праздников – Красная Горка. Когда-то он знаменовал собой языческую встречу весны, а с принятием христианства на Руси приобрел церковный статус и стал отмечаться в первое воскресенье после светлого праздника Пасхи. На Красную Горку принято было накрывать стол, водить хороводы, веселиться до поздней ночи. Парни присматривают себе в этот день невест, девушки – женихов. А вот оставаться дома молодым никак нельзя – это предвещает неудачный брак или раннюю смерть. Интересно, что в этом году вступают в противоречие две известные приметы. По одной из них Красная Горка входит в число самых удачных для свадьбы дней в году, а по другой – если в мае жениться, придется всю жизнь маяться.

На Ивана Ветхопещерника – 2 мая – во многих деревнях выносили в поле холсты и обращались к матушке-весне с просьбами о хорошем урожае ржи.

Настоящая весна начинается с Егорьева (Юрьева) дня — 6 мая. На Егория обязательно нужно навести порядок в доме, избавиться от старого хлама. А для сохранения молодости, красоты и здоровья нет лучшего средства, чем купание в росе в ночь на Егория Вешнего. Кроме того, Юрий считался покровителем пастухов, а потому почти повсеместно первый выгон скота в поле приурочивали именно к этому дню, сопровождая столь важное событие множеством обрядов. Угощали пастухов яичницей, щедро их одаривали. И обязательно просили св. Георгия Победоносца присмотреть за пасущейся живностью.

8 мая, в Марков день, обращались к святому Марку, якобы владеющему ключами от дождей, с молитвами о необходимом в эту пору для роста хлебов хорошем ливне. Из этой традиции и зародились веселые детские дразнилки-заклинания: «Дождик, дождик! Пуще!» и т.д.

На Максима и Ясона – 11 мая – собранные березовые листья и сок приобретают особую целительную силу. Поэтому отпаивать больных березовым соком (который, кстати, считается идеальным средством от лихорадки) начинали именно в Максимов день.

15 мая, на Еремея-запрягальника, ни в коем случае нельзя никому давать взаймы или за деньги ни зернышка, ни кусочка хлеба. Нарушение этого условия грозит неурожаем.

На Арсения Пшеничника (21 мая) пекли особые, обетные пироги. С ними хозяева отправлялись на перекресток дорог и просили Бога послать им доброго человека, чтобы разделить с ним угощение. Если не удавалось повстречать ни странника, ни простого нищего, наши предки воспринимали это как гнев Всевышнего и в печали возвращались домой, где их со слезами ожидали остальные домочадцы. Нетронутый пирог отдавали птицам.

Пожалуй, самым почитаемым майским праздником является день Николы Вешнего – 22 мая. Николай Чудотворец считается покровителем лошадей, а потому в прежние времена парни в этот день впервые отправлялись в ночное. На лугу, при свете костров, до самого утра молодежь пировала, пела песни, плясала, водила хороводы. С Николы дозволяется купаться в открытых водоемах, что до сего дня было под строгим запретом.

И какие бы сюрпризы не преподносила в мае погода, к этому времени все явственнее ощущается дыхание лета. Возможно, именно поэтому для многих из нас красавец-май, при всех его трудностях, — самый любимый месяц года.