Модные прически и рекомендации

Есть ли у вашего ребенка вымышленный друг? Что делать с воображаемыми друзьями ребенка? Если у ребенка появился воображаемый друг.

Антонина Фенева

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.

Как быстро успокоиться

Расскажите ребенку, что в случае волнения можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, размять пальцы и кисти рук или сделать гимнастику для лица.


У ребенка появился невидимый друг. Мама в панике: «Это аутизм», «мой ребенок страдает от одиночества». Но может быть, это просто чистый, искренний ребенок с богатой фантазией? Как разобраться?

Обычно придуманные друзья появляются от недостатка родительской любви или, как это ни парадоксально, от ее избытка. Если с первым понятно, что делать – чаще говорить, как любим и дорожим, чаще обнимать и прижимать к себе, то как разобраться со вторым?

Воображаемый друг спасает ребенка от излишней родительской любви, не оставляющей ему ни минуты для себя. А ребенку, так же, как и взрослому, нужно личное пространство – и поле для маневров, чтобы не папа с мамой решали, что есть, где гулять, с кем дружить, а ребенок сам мог влиять на свои действия. Надо ослабить свою хватку, перестать ежечасно контролировать ребенка, и тогда у него появятся самые обычные друзья.

Но воображаемый друг появляется и по другим поводам.

Расспросите сына или дочку – кто он, какой он, как познакомились, чем занимаются, во что играют (и ни в коем случае не сомневайтесь в его существовании)? Попросите нарисовать этого друга. Послушайте, как, с какими интонациями ребенок рассказывает о нем.

Если друг приходит по вечерам перед засыпанием, возможно, ребенок так трансформирует свой страх темноты. Помогите малышу - маленький ночник, сказки на ночь, любимая игрушка в постели – и страх уменьшится.

Если невидимый друг появился у старшего после появления вполне реальной младшей сестры, это говорит о том, что ему не хватает родительского тепла, и он чувствует себя брошенным.

Тайный приятель может появиться, когда родители очень строгие – тогда за счет игр с воображаемым товарищем можно компенсировать все, чего недостает в реальной жизни – пошалить, оставить неубранными игрушки, съесть все варенье и, наоборот, не есть гороховый суп.

Воображенного друга нельзя запрещать, лучше с ним подружиться Иногда на такого друга ребенок сваливает все свои проделки или, наоборот, делает его «мальчиком» для битья, выговаривая или ругая его за проказы. Прислушайтесь и, возможно, услышите до боли знакомые интонации. Свои собственные. Так ребенок снимает с себя тот груз ответственности, который вы на него хотите положить, и который он еще не может выдержать.

Иногда это друг-защитник, который спасает ребенка от обидчиков и неприятностей. Если это ваша история, тогда стоит оглянуться вокруг и поискать источники стресса в реальной жизни.

Но чаще всего воображаемый друг появляется у детей, которым не хватает возможности или умения дружить с настоящими, вполне себе живыми детьми. И здесь без вашей помощи ему не обойтись. Если он сидит дома с няней или бабушкой, создайте ситуации общения. Время от времени спрашивайте – не хочет ли он пригласить в гости кого-нибудь? Приглашайте сами, ходите в гости, найдите место, где у него будет возможность общаться.

Если он не умеет дружить, научите. Обсуждайте не только поступки ребенка и его друзей, но и чувства, которые они вызывают. Найдите время, чтобы рассказать ребенку о настоящей дружбе. О том, что это не только общие развлечения, но еще доверие и прощение – с последним все чаще возникают сложности. Умеет ли ваш ребенок прощать? Сейчас, когда ребенок в семье часто бывает единственным, ему не приходиться делить игрушки или драться за велосипед, но точно также ему не приходится просить прощения и мириться.

Психологи отмечают, что дети часто отказываются от командных игр, потому что не умеют проигрывать. Нетерпение оборачивается неумением договариваться, играми в одиночестве и грозит одиночеством потом. Только не пугайтесь детских размолвок, они бывают всегда. И как ни парадоксально, для профилактики одиночества маленькому ребенку иногда нужно оставаться одному. Если он с детства привыкает быть в центре внимания мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети, то ему трудно почувствовать вкус к общению, а с ним и интерес к другим людям. Вот почему иногда стоит чуть подольше предоставлять его самому себе, чтобы успел соскучиться.

Научите ребенка волшебной фразе «Давай играть вместе» - и тогда ему будет намного проще найти настоящего друга.

Когда все же стоит волноваться?

Если игры в фантазиях достаточно мрачные.

Если у ребенка исчез аппетит.

Если он потерял интерес к реальным играм.

Если ребенок начинает очень сильно грустить из-за ссоры с воображаемым другом.

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Почему появляется вымышленный друг?

Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.

Причин появления придуманного друга множество.

Фантазии

Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.

Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».

Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.

Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.

Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.

Дефицит внимания

Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.

В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.

Боязнь наказания

Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.

Страхи и проблемы

Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.

В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.

Вымышленный друг: что делать?

Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.

Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.

Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.

Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.

Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.

Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.

Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.

Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.

Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.

Когда ребенок обзаводится новыми друзьями, за него можно только порадоваться. Но как реагировать родителям, если новый друг малыша – воображаемый? Стоит ли беспокоиться или общение с вымышленными друзьями является нормой для детей? Это простые игры богатого воображения или психологические проблемы? Попробуем разобраться.

Мой новый друг

Воображаемые друзья уже несколько десятков лет представляют тему, интересную для психологов и педагогов. Стоит отметить, что число детей, имеющих воображаемых друзей, очень велико. Почти каждый ребенок хоть на короткий период заводил невидимого приятеля.

Родители могут и не знать, что ребенок разговаривает с воображаемым другом. А если и узнают, то обычно это происходит случайно. Например, дочь рассказывает об играх в детском саду с Машей. И эти рассказы не вызывают никаких сомнений у родителей. Но при желании познакомиться с подружкой своего ребенка, они узнают, что в садике нет никакой Маши. Подробно расспросив дочку, мама выясняет, что у Маши есть пушистый хвост, и она спит на радуге.

Вымышленными друзьями не всегда становятся сверстники детей. Это могут быть сказочные персонажи, животные, взрослые и любые вымышленные существа. От малыша можно услышать рассказы о друге, которому 160 лет, или о крохотном карманном приятеле.

Наличие вымышленного друга не должно пугать родителей. Но как на это реагировать? Стоит ли поддерживать детские выдумки?

Что делать, если малыш завел воображаемого друга?

Осмеивать или запрещать общение детей с вымышленными друзьями ни в коем случае нельзя. Это приведет лишь к тому, что ребенок отстранится, потеряет доверие, но все равно продолжит призрачную дружбу, только теперь постарается сохранить это в тайне. Правильным решением будет разумная поддержка вашего малыша. Интересуйтесь жизнью вымышленного приятеля: кто он, где живет, о чем мечтает, что его волнует. Вы узнаете много нового о переживаниях, мечтах и волнениях собственного ребенка. Не стоит самим раздувать тему воображаемого друга, постоянно о нем вспоминая. Просто дайте понять ребенку, что он может делится всеми своими мыслями с вами.

Разобравшись в причинах появления вымышленных друзей, вы сможете лучше понять своего ребенка и при необходимости оказать ему помощь. Ведь далеко не всегда призрачный друг появляется из-за хорошо развитого воображения.

Воображаемые друзья появляются внезапно, и так же неожиданно могут исчезнуть. Дружба с невидимками может длится на протяжении нескольких лет. В возрасте с 3 до 8 лет – это обычное явление. Как правило, к поступлению в школу дети перестают общаться с призрачными собеседниками.

Причины воображаемой дружбы

Ребенку с богатой фантазией, конечно, легче представить невидимого приятеля и даже завести с ним дружбу. Но порой развитое воображение лишь помогает создать подходящие условия, а причинами появления вымышленного друга у детей является что-то другое.

  1. Недостаток общения является основной причиной появления воображаемых друзей. Ребенок чувствует себя одиноким и заполняет пустоту придуманным другом, которому можно доверить все секреты, поиграть и пообщаться. Если малыш растет без братьев и сестер или разница в возрасте между ними слишком велика, вероятность приобретения призрачного товарища возрастает.
  2. Слабый и беззащитный малыш нуждается в друге, который сможет его защитить. И он может в своем воображении создать себе защитника и героя.
  3. Иногда ребенок создает себе приятеля, на которого сваливает вину за свои проступки. Он может его постоянно ругать и одергивать, подражая поведению взрослых.
  4. Воображаемый друг может появиться в трудной для ребенка ситуации. Например, рождение младшего братика или сестрички может вызвать гамму переживаний и, чтобы не чувствовать себя брошенным, малыш заводит себе друга. Такая трагичная ситуация для детей как развод родителей часто приводит к психосоматическим расстройствам. Но к некоторым детям на помощь приходит воображаемый друг, который разделяет все переживания крохи, и помогает справиться с тяжелой ситуацией. У малыша, оказавшегося в больнице без родителей, может появиться невидимый друг, который будет его поддерживать и помогать.
  5. Иногда вымышленные приятели призваны мотивировать детей, служат им примером. Они могут помочь справиться с тревогой и поверить в свои силы. Такой невидимый друг служит примером и идеалом для крохи.

Воображаемые друзья исчезают, как только ребенок перестает в них нуждаться. Но даже зная это, родители могут испытывать беспокойство: насколько малыш погружен в фантазию, и может ли он отличить реальность от вымысла?

Реальность или игра

Широко распространено мнение, что воображаемый и реальные миры смешиваются у детей в голове. Действительно, воображаемые образы накладывают отпечаток на восприятие мира.

Стоит сказать пятилетнему малышу, что пол – это огненная лава, как он тут же постарается забраться с ногами на стул. Но если ему предложить представить вместо пола цветущую мягкую полянку, он с удовольствием по нему пробежится. Его поведение основывалось только на его воображении. Очень часто можно услышать рассказы детей о том, чего никогда не было. Однажды услышанные истории или увиденные ситуации могут наложить такой отпечаток на восприятие ребенка, что он будет помнить их, как будто это произошло с ним самим.

Можно подумать, что работа воображения затмевает реальность, смешивая действительное и выдуманное. Но это не совсем так. Именно воображение стоит отблагодарить за то, что мы в состоянии различать выдуманный мир от мира реального. Ведь чтобы представить вымышленные картины, необходимо осознавать и реальность.

Играя, ребенок удерживает в голове фантазийный образ и реальность одновременно. Если кроха усадил с собой за стол игрушечного медведя и кормит его, поднося ложку с едой, он точно знает, что на самом деле игрушка не будет кушать. Малыш понимает, что кормление происходит понарошку, то есть он четко осознает, что реально, а что нет.

Присутствие воображаемого приятеля не должно беспокоить родителей, если оно ненавязчиво в жизни ребенка. Но если кроха все время проводит с призрачным другом, очень зависит от него и волнуется, когда они в ссоре, стоит уделить этому вопросу повышенное внимание.

Тревожные симптомы

В некоторых случаях взаимоотношение ребенка с выдуманным приятелем могут указать на его проблемы. И родители, распознав тревожные симптомы могут помочь справиться с тревогами и волнениями их чада.

  • Если общение малыша с невидимкой копирует взаимоотношения между членами семьи или в нем постоянно присутствуют одни и те же мотивы, оно может указывать на проблему, которая беспокоит и волнует кроху. Порой разобраться в переживаниях малыша совсем непросто, тогда на помощь может прийти психолог.
  • Если ребенок постоянно ругает и наказывает выдуманного друга, велика вероятность того, что он сам часто оказывается на месте провинившегося. Ставя себя на место взрослого человека, он пытается разобраться в ситуациях и снять стресс.
  • Если вымышленный друг является защитником малыша и исполняет все его желания, то часто оказывается, что кроха чувствует себя беззащитным и не умеет за себя постоять. Такой друг помогает отомстить всем обидчикам и создает более комфортный для ребенка выдуманный мир.

Вымышленные друзья приносят большую пользу ребенку. Кроме того, что они позволяют развиваться воображению, они также способствуют развитию навыкам общения и помогают справиться с тревогами и проблемами малыша.

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу. 5 из 5 (1 голос)