Театры в регионах РФ отметили рост аудитории благодаря онлайн-проектам в период пандемии

0
400
Российские театры приостановили работу для публики с 17 марта

Запуск онлайн-проектов театров в российских регионах на фоне их закрытия из-за пандемии коронавируса способствовал значительному расширению их аудитории всего за несколько недель. О переходе на новый формат общения со зрителями, его промежуточных итогах и перспективах после снятия ограничений рассказали ТАСС творческие коллективы и профильные ведомства регионов.

Российские театры приостановили работу для публики с 17 марта на основании приказов Министерства культуры РФ, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции.

Многотысячные виртуальные залы

Пермский театр оперы и балета имени Чайковского оперативно перестроился на онлайн-формат и начал показывать спектакли уже с 18 марта. Быстро и качественно наладить работу — а трансляции ведутся почти ежедневно — удалось благодаря многолетнему сотрудничеству с профессиональной видеостудией, сказал генеральный директор театра Андрей Борисов. В театре создали редакцию, которая отвечает за творческую политику в онлайн-пространстве, отбирает спектакли и концерты, удаленно готовит интервью с артистами, дирижерами, режиссерами и хореографами.

«Благодаря работе онлайн мы значительно расширили свою аудиторию: наши трансляции смотрит публика из самых разных стран, от Японии до Бразилии, в комментариях пользователи оставляют очень много позитивных отзывов о том, что постановки и концерты нашего театра соответствуют самого высокому мировому уровню. А кто-то говорит, что благодаря трансляциям впервые узнал о том, что в Перми есть такой успешный театр. У зрителей, которые не успели посмотреть какие-то спектакли, появилась возможность сделать это онлайн. Например, оперу Верди «Травиата» в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса за сутки посмотрело 150 тыс. пользователей. Конечно, это несопоставимо с числом зрителей, которое вмещает зал театра — в нем 830 мест», — отметил Борисов. Общее количество просмотров постов с трансляциями театра за полтора месяца составило 2,7 млн.

Александринский театр в Санкт-Петербурге одним из первых в стране перешел на онлайн-формат — через социальные сети и собственный сайт, а также организовал многокамерную съемку и трансляции своих спектаклей через спутниковое телевидение и в онлайн-кинотеатре в партнерстве с оператором «Триколор», рассказали ТАСС в пресс-службе театра. Только на прошлой неделе на платформах «Триколор» показы трех спектаклей собрали свыше 160 тыс. просмотров, из них около половины пришлось на трансляцию записи постановки Андрея Могучего «Иваны» (более 82 тыс. просмотров за два вечера показа). Согласно аналитическим данным, число просмотров на официальном сайте, на платформах «ВКонтакте» и YouTube за период ограничений приблизилось к миллиону, а с точки зрения географии они охватили аудиторию около двух десятков стран.

В Министерстве культуры Астраханской области тоже фиксируют рост посещений на сайтах подведомственных ему учреждений. По словам руководителя министерства Ольги Прокофьевой, больше всего просмотров собирают трансляции постановок театра оперы и балета — самого известного театра региона. «Если зрительный зал у нас вмещает 750 человек, то трансляции смотрят в разы больше, по 3-5 тысяч», — сказала она. По мнению министра, зритель, познакомившийся с творчеством артистов в интернете, становится потенциальным зрителем реальных постановок.

Более 10 спектаклей Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала, размещенные на YouTube-канале, за 2,5 недели набрали 150 тыс. просмотров, рассказали ТАСС в пресс-службе. «Самый популярный среди них — «Старик из деревни Альдермеш» — 37 тыс. Количество подписчиков выросло в семь раз — с 1 тыс. до 7 тыс.», — сообщили ТАСС в пресс-службе театра.

Форматы и доступ к контенту

В Пермском театре оперы и балеты перед показом спектакля зрителям дают короткие лекции-подводки, а в антракте показывают интервью. Такой подход создает атмосферу живого общения со зрителем, отмечает гендиректор. В соцсетях запустили рубрику «Послушайте!», в которой выходят музыкальные подборки от руководителей и артистов театра, уже сейчас ведется работа по созданию новых активностей, в том числе для детской аудитории, отметил гендиректор.

Афишу с разнообразным видеоконтентом без особых сложностей сформировал после ввода ограничений Крымский ТЮЗ — единственный в республике театр юного зрителя, сказал ТАСС его художественный руководитель Андрей Пермяков. В нее вошли видеоверсии новых (премьерных) спектаклей, документальные, образовательные фильмы о подготовке постановок, фильмы о театре, поэтические проекты и многое другое.

«Помимо этого, активной жизнью живут наши социальные сети, мы учим нашего зрителя: шить защитные маски, развлекаем детвору конкурсами, раскрасками, проводим различные флешмобы и тому подобное. В Instagram наши артисты в прямом эфире устраивают квартирники, читают стихи, сказки, прозу, общаются со зрителем, отвечая на вопросы», — сказал собеседник агентства.

Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала внедрил на своем сайте систему онлайн-трансляций за плату, но — в режиме свободной цены. Зритель в привычном ему интерфейсе может приобрести как билет, так и показ, и они хранятся в его личном кабинете. На портале подключен и настроен сервис видеотрансляций с возможностью выбора качества, как в онлайн-кинотеатрах. Руководство театра решило не вводить фиксированную плату.

«Мы понимали, в каком положении оказались люди и поэтому поставили стоимость такую, которую каждый мог заплатить исходя из своих возможностей, мы решили не ограничивать круг зрителей по финансовым соображениям», — отметили в пресс-службе. По состоянию на 27 апреля на сайте театра удалось реализовать более 4 тыс. просмотров видеозаписей спектаклей текущего репертуара на сумму более 250 тыс. рублей.

После пандемии

Власти Оренбургской области, в которой учреждениям культуры, несмотря на внезапность изменения ситуации с коронавирусом, удалось перейти на онлайн-формат буквально за неделю, из сложившихся обстоятельств уже успели извлечь уроки на будущее. Как рассказала ТАСС министр культуры региона Евгения Шевченко, в ведомстве уже приняли решение, что будут делать видеозаписи всех театральных спектаклей для формирования архива, тогда как раньше съемку производили от случая к случаю. Вместе с тем, по ее словам, онлайн-проекты не могут стать полноценной заменой непосредственному общению с аудиторией. «По живому театральному и музыкальному искусству Оренбуржья скучают, это видно по комментариям, обращениям, вниманию к нашим онлайн-решениям», — отметила она.

Использовать опыт онлайн-работы, но уже для конкретных задач, планирует после снятия ограничений Пермский театр оперы и балета, отметил генеральный директор. Несколько проектов, напрямую связанных с интернетом, готовит к новому сезону Крымский ТЮЗ. «Мы планируем несколько дней подряд, в завершении сезона, играть премьерные спектакли и транслировать их на весь мир бесплатно. Второй проект — «Театр у микрофона» будет состоять из двух частей: первая — сказка в сопровождении оркестра, вторая (как итог) выпуск аудиоконтента с этой сказкой», — сказал худрук.

По его мнению, не стоит бояться, что интернет каким-то мистическим образом сможет заменить или вытеснить театр. «Это полная ерунда. Интернет и все его «прелести» — это лишь инструмент, который нам помогал и продолжит помогать заниматься театром полноценно», — считает Пермяков.

«То, что вирус нас всех взбодрил — это факт», — сказал художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова Андрей Могучий на онлайн-презентации виртуальной платформы театра БДТ Digital. На новом портале размещаются радиоспектакли, прямые эфиры артистов, онлайн-показы постановок, утренней гимнастики, домашние музыкальные клипы и многое другое, и афиша будет формироваться в том числе с учетом предложений от аудитории, отметил он.

«Я думаю, что, конечно, цифровое искусство сейчас очень сильно продвинется и, возможно, будет влиять и на реальность очень сильно. Но то, что театр уйдет, — пока все эти прогнозы не оправдывались и когда появилось кино, и когда появился интернет, потому что остается это место контакта живого <…> в этом смысле это чудо пока ничем не заменено», — отметил худрук.

Источник: Будущее России. Национальные проекты
Фото: БДТ имени Г. А. Товстоногова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here