Страсти на рублёвке, или тайна пожелтевшего конверта

0
512

На рублёвской даче под одной крышей живут-поживают три поколения: старый партиец-номенклатурщик Пётр Барабаш, его сын-банкир, очередная банкирова жена-моделька и непутёвая дочурка Маша. Вот только покоя в роскошных покоях нет: над банком с ироничным названием «Бескорыстье-лимитед» дамокловым мечом нависло банкротство. Потому-то сынку и пришлось из экономии забрать папашу из элитной богадельни…

Такова завязка спектакля под названием «Рублёвка, 38 бис», премьера которого состоялась на сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького 3 и 5 ноября. Я намеренно опускаю слово «очередная». Потому что в этом случае речь идёт не о рядовом, дежурном спектакле, а о ярком, знаковом событии. О первопрочтении написанной в 2016 году пьесы Юрия Полякова «Золото партии». К слову, автор находился в зрительном зале. Симферополь на этот раз оказался лидером, премьера пьесы во МХАТе им. М. Горького прошла лишь 7 ноября.

Сотрудничество театра с одним из известнейших российских драматургов началось в двухтысячных постановкой «Левая грудь Афродиты». Яркой страницей в репертуаре Крымского академического стал и поставленный Анатолием Новиковым спектакль «Жить как боги». В ноябре 2015-го он участвовал в I Международном фестивале современной русской драмы «Смотрины», где получил высокую оценку автора, специалистов-театроведов и зрителей.

«Золото партии» рождалось непросто. К работе над ним приступил Анатолий Новиков, но планам помешала смерть прославленного худрука. Однако эстафету мэтра подхватил Виктор Навроцкий, и премьера состоялась. Играть перед автором пьесы — испытание не из лёгких. Но этот сложнейший экзамен актёры сдали с честью.

Стоит отметить особенность времени выхода премьеры. В Крыму она увидела свет накануне Дня народного единства, в Москве — в день столетия Октябрьской революции. Думается, это не случайно, ведь главный акцент пьесы — взаимоотношение поколений. На примере жизни одной семьи автор даёт целый срез противоречий и проблем, бурно обсуждаемых сегодня на различных дискуссионных площадках. И такой подход уже сложившейся исторически эстетике театра имени Горького очень близок.

Пьеса Ю. Полякова злободневна, современна и многопланова: одни её герои рассуждают о революции, другие ищут пути спасения капитала, третьи истово молятся, четвёртые с юношеским запалом протестуют против засилья дикого капитализма, пятые всеми силами пытаются выжить и приспособиться. Здесь мы видим отголоски событий на Украине, подковёрные войны олигархов, адюльтер, зарождение «неореволюционного» движения. А над всем этим хаосом витает амбре от засорившегося унитаза… Поистине разруха и в клозетах, и в головах!

В ожидании сантехника из фирмы с милым названием «Сантех-Уют» герои пьесы даром времени не теряют. Банкир Марлен Барабаш (Дмитрий Кундрюцкий) названивает влиятельным друзьям — чтобы помогли протащить своего человека руководителем Центробанка. Его беременная жёнушка Мария, бывшая «Мисс Тамбов» (Кристина Овчаренко), которую буквально тошнит от собственного мужа, катается на машине с ветерком и молодым симпатичным водителем-охранником Володей (Дмитрий Ерёменко). Дочка от третьего брака — тоже Мария и тоже беременная (Валентина Шляхова) — прячет от вездесущих компетентных органов отца своего ребёнка — бунтаря-нацбола Веню Чегеварова (Андрей Пензин). А глава семейства Пётр Лукич (Валерий Юрченко) ведёт долгие разговоры с сиделкой Оксаной Тарасовной Сметанкой (Елена Сорокина) — дипломированным историком, бежавшей от украинской майданной смуты в тихое Подмосковье. И в итоге предлагает симпатичной дивчине руку, сердце, а в придачу — квартиру в центре Москвы.

Маленькая личная история каждого из героев спектакля — часть огромной истории нашей некогда могучей страны. Пенсионер всесоюзного значения Пётр Барабаш — современник непростой биографии Советского Союза. И ещё… хранитель тайны — письма в пожелтевшем конверте, который, подчиняясь партийной дисциплине, пока так и не решился открыть. Его сын — дитя лихих девяностых, когда миллионы сначала делались буквально из воздуха, а потом уходили в песок. Красивая жизнь, четвёртый брак, дети… Но это лишь иллюзия благополучия. На самом деле успешный банкир гол как сокол — даже обслуге вместо зарплаты раздаёт лишь обещания. А кредиторы уже у порога — за вальяжным Жаном Жановичем Пумпянским (Виктор Навроцкий), экспертом некоего Фонда помощи злоупотребляющим художникам, потянутся люди посерьёзнее — такие, к примеру, как коллектор по особо важным долгам Иван Иванович Перезверев (Андрей Шарыпов). И тут уж, как говорится, пиши пропало. Не обходят стороной рублёвскую дачу и работники невидимого фронта. Майор ФСБ Волковец (Александр Чернышёв) давно охотится за Веней. И, кажется, напал на след…

Кроме безалаберной Маши, плода третьего брака, у Марлена Барабаша, по иронии судьбы названного отцом в честь Маркса и Ленина, два сына. Василий (Антон Навроцкий) — православный батюшка, который безуспешно пытается обратить деда-атеиста в веру и наставить безалаберную сестрицу на путь истинный. Второй сын, Теодор, живший с матерью в маленьком австрийском городке, а ныне тоже обретающийся на Рублёвке, на сцене так и не появится. Его присутствие в доме выдают лишь рулады тирольских йодлей да приставленный к почти не говорящему по-русски иностранцу переводчик-полиглот Николай Карлович Турусов (Александр Денисенко).

Весь этот разношёрстный люд, смешиваясь волею автора пьесы и режиссёра-постановщика в разноцветный, но при этом весьма гармоничный винегрет, выстраивает не просто фабулу спектакля, а действо, поражающее удивительной точностью оценок и глубиной проникновения в суть вещей. Не удивлюсь, если сразу после премьеры «Золото партии» начнут разбирать на цитаты! Немаловажная деталь: и спектакль, и пьеса выгодно отличаются от многих современных постановок наличием нравственного начала. Каждый здесь покажет своё истинное лицо — и каждый получит по заслугам. Последний вопрос: что же всё-таки хранится в таинственном конверте? А вот эту тайну можно разгадать, только побывав на спектакле.

Финал. Выход на поклон, аплодисменты зрителей, цветы… И самое главное — высокая оценка автора.

Премьера продолжает линию современных, злободневных постановок, и я очень благодарен этому замечательному театру за многолетнее сотрудничество, — обратился к актёрам и залу Юрий Поляков. — Свои спектакли я всегда смотрю как зритель. Мне понравилось! Пришедшие на премьеру были вполне солидарны с драматургом, буквально искупав и автора пьесы, и создателей спектакля в овациях. Аплодировать было чему: обращение к драматургии такого уровня для театра, несомненно, событие, и хочется надеяться, что «Рублёвку, 38 бис» ждёт долгая и яркая сценическая жизнь.

Марина ГУСАРОВА
На фото Виталия ПАРУБОВА —сцены из спектакля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here