Служенье музам без суеты

0
704

    Храм Мельпомены, как повелось называть театр, несмотря на то, что  царят в его стенах не только муза трагедии, но и её сёстры – Талия, Терписихора и Эвтерпа,  располагает именно к  такому отношению к искусству, пожалуй, наиболее полно отражающему нашу  жизнь средствами напряжённой драматургии, лёгкой комедии, танцев и музыки.

  Несуетность – одна из черт характера   руководителя литературно-драматургической части Крымского академического русского драматического театра  Людмилы Касьяненко. Попав в его стены совсем юной, она поняла, что это для неё не просто место работы, а жизненное пространство, в котором нелегко и непросто существовать, но именно здесь то самое трудное счастье, к которому всегда стремится творческая душа. Художественный руководитель Анатолий Григорьевич Новиков не столько понял, сколько почувствовал: порог его владений переступил театральный человек. Только бы прижилась: надоела череда «временщиков». Прижилась. Тридцать с лишним лет  служит верой и правдой в храме Мельпомены, не вслух, а мысленно  называя столь высокими словами место  жизни в работе. И именно так назвала все три свои книги – «Храм Мельпомены». Всё в них изложено не только с предельной достоверностью, но и увлекательно, что делает все три книги познавательным и полезным чтением. Они – «золотой ключик» в мироздание, созданное  талантами, освоенное поклонниками.

    В первой книге —  история театра,  начавшаяся в  непростые двадцатые годы ХIХ века, продолжавшаяся  до пятидесятых  века двадцатого через творческие портреты великих актёров русской и мировой сцены, выходивших на крымские подмостки и оставивших на них свой след. Михаил Щепкин, Марко Кропивницкий, Гликерия Федотова, Митрофан Иванов-Козельский, Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Фаина Раневская, Исаак Дунаевский, Михаил Царёв, Александра Перегонец, Михаил Названов… Не случайно за небольшую по объёму книгу автор получила Премию АРК.

Как отметил начинавший свой творческий путь на симферопольских подмостках талантливый российский и немецкий актёр Юрий Лошадкин- Шрадер, это «искренняя и задушевная книга человека, любящего театр». И добавил:

 — Автор книги, с присущим ей мастерством помогает нам «вернуть» из прошлого образы, «оживить» их, воссоздав исторические портреты, приблизив свои описания к воздействию живого искусства.

    Ценители хорошей литературы, безусловно, ждали продолжения. И получили его через три года: «Храм Мельпомены 2». И с увлечением вникли в театральную жизнь  через рассказы о постановках выдающихся произведений русской и зарубежной классики.  Книга стала посвящением 190-летию театра, уникального уже тем, что нет, пожалуй, известного драматурга, чьи произведения не ставились бы на его сцене. Изящное изложение мыслей, возникших в общении с режиссёрами и артистами, при перечитывании  произведений, знакомых с детства, но в каждую пору жизни раскрывающихся по-новому. Читается это не просто легко – с удовольствием от первой до последний строки. А как приятно  увидеть фотографии с молодыми лицами нынешних мэтров не только крымской, но теперь уже и столичных  сцен – Александра Голобородько и Светланы Шершнёвой, Дмитрия Рымарева, Натальи Малыгиной.

Один из внимательных читателей – народный артист России Александр Галко отозвался на прочитанное так: «Думаю, вы первая, кто серьёзно занимается историей провинциального театра. Это прекрасно!». Высказал своё мнение и  режиссёр из Лондона Дэвид Внендт: «Это история искусства. Пусть я не знаю всех имён, о которых вы пишите, но как художник я преклоняюсь перед ними и перед вами».

    Семь лет понадобилось Людмиле Касьяненко  для воплощения на бумаге  новых исследований. Книга «Храм Мельпомены 3» — о вечных вопросах бытия, поднятых драматургами и воплощённых на крымской сцене. Мы читаем о  мечтателе театра Павле Орленевом и его воспитаннице, нашей землячке, ставшей голливудской звездой, Алле Назимовой. Перед нами предстают образы, созданные актрисой яркого дарования, блиставшей на столичной и на симферопольской сцене, Павлой  Вульф. Режиссёров бурной эпохи – начала прошлого века Павла Рудина, Рудольфа Унгерна, Бориса Бертельса, Зинаиды Славяновой, известного советского и российского артиста театра и кино Владимира Кенингсона, народного артиста Михаила Куликовского.

       — За последние семь лет произошло столько значимых событий и в жизни страны, и в жизни нашего театра, что я несколько раз меняла концепцию изложения того, о чём мне хотелось бы рассказать. И пришла к такому варианту — рассказать  о жизни театра в разное время через  призму собственных ощущений. Поэтому в третьей книге три раздела. Первый — сугубо исторический:  о выдающихся людях, которые  служили и нашей сцене в начале прошлого века, актерах, режиссёрах,  о творчестве  выдающегося русского драматурга Сергея Найдёнова, спектакль по пьесе которого «Дети Ванюшина»  вот уже без малого  двадцать лет с блеском идёт  и вошёл в золотой фонд репертуара.  Включила в этот раздел очерк о группе «Сокол», дополнив портрет  актрисы Александры Перегонец  рассказом о  великой, героической  странице  в истории театра и Крыма. Раздел «О тех, кого помню» повествует  о  людях, которых мы все хорошо знали, любили, восхищались их талантом.  Об Анатолии Григорьевиче Новикове, воплотившем целую эпоху не только в истории нашего театра, но советского, постсоветского российского театра. О любимцах всего Симферополя – Ларисе  Бойко,  Елизавете Сергеевой, Валерии Шитовалове. Созданные ими сценические образы стали образцом глубокого психологического воплощения персонажей драматургии.

— Только влюблённый в своё дело, в театр,  ставший родным домом,   может столь неподражаемо написать о тех, кто верой и правдой служил крымской сцене, считает директор театра Александр Ермачков. — Благодаря исследовательскому и литературному таланту Людмилы Касьяненко все мы узнали о тех, кто создавал славу Крымскому академическому русскому драматическому театру им. М. Горького. Выход в свет очередной книги из серии «Храм Мельпомены» — это, без всякого  преувеличения, значительное и значимое событие в культурной жизни республики.

   Это мнение и выдающихся российских драматургов Юрия Полякова, Валентина Красногорова, Александра Коровкина,  актрисы, режиссёра Натальи Кенингсон-Хансен

 — Благодаря  труду Людмилы Касьяненко  Крымский театр предстаёт не оторванным бастионом культуры на далёком полуострове, но неразрывной частью единого российского театрального организма,  — считает Валентин Красногоров.

-Театр всегда жил и живёт такими одержимыми людьми, для которых главное — театр в себе, а не ты в театре, — признаётся Александр Коровкин. —   Убеждён, что вы заронили в кого-то своими опытом, трудом и порядочностью, образом мышления, искренним служением сцене семена и зёрнышки  настоящего нашего общего дела.

Людмила ОБУХОВСКАЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here