Рождение Раневской в Крыму — к 124-летию великой актрисы… ❤

0
175

— Напора красоты не может сдержать ничто!
(глядя на прореху в своей юбке)

Настоящая, незабываемая, НЕ-ПОВТОРИ-МА-Я! Сегодня исполнилось 124 года со дня рождения великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской! И Крым сыграл свою роль в ее жизни… 

Именно в Крыму Фаина Раневская начала мечтать о театральной сцене… Но начать стоит с псевдонима. Раневская из Фельдман (настоящая фамилия Фаины Георгиевны) «родилась» именно здесь, в Крыму!

Осенью 1915 года 19-ти летняя Фаина Фельдман оказалась в Керчи, заключив контракт на работу с местной труппой мадам Лавровской. Юная актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».

Однажды, гуляя по городу с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, Фаина (тогда еще) Фельдман решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы):

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала: — Денег жаль, зато как красиво они улетают!

— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!

Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…из воспоминаний актрисы

Но работа в керченском театре не задалась и Фаина Георгиевна отправилась в Ростов-на-Дону для сотрудничества с частной антрепризой легендарной Павлы Леонтьевны Вульф. В Крым они вернулись вместе предположительно в середине 1918 года.

По воспоминаниям Павлы Вульф:

Жутко было тогда в Ростове. Красные, белые, артобстрелы, немцы. Город переходил из рук в руки. Театр закрылся.

А в Евпатории с конца 1917 года на сцене городского театра работает Товарищество «Театр актера» под руководством антрепренера Владимира Александровича Ермолова-Бороздина (Свириденко). Для работы с ним и приехали Раневская и Вульф.

Интересно, что договор на аренду был заключен с Евпаторийской городской управой на 2 года. За эти два года труппа Ермолова исправно соблюдала условия договора — не менее 100 новых спектаклей в год! При этом власть в городе менялась, практически не уступая по скорости репертуару театра…

Середина января – 20-е числа апреля 1918: советская власть.
Конец апреля – начало ноября 1918: оккупация войсками Германии.
Начало ноября 1918 – начало апреля 1919: Антанта, Добровольческая армия, Крымское правительство.
Начало апреля – конец июня 1919: Советская власть.
Июнь 1919 – март 1920: ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России), Деникин.
Апрель – середина ноября 1920: ВСЮР, Врангель.

Актерская карьера Раневской здесь продолжалась на второстепенных ролях, которые получала благодаря дружбе с авторитетной уже тогда актрисой Вульф.

Сезон 1918/1919 для труппы «Театра актера» в Евпатории и на гастролях по Крыму был настолько успешным, что следующий сезон Ермолову предложили продолжить уже в Симферополе. Предложение заманчивое, но договор с руководством Евпатории был до конца 1919. Ермолов-Бороздин и режиссер П. Рудин придумали выход! Труппу заменили гастролеры: сначала Московский художественный театр, а затем  украинская труппа – «Товарищество артистов под управлением Льва Сабинина».

Так с 1919 по 1923 год Раневская и Вульф служили в Дворянском театре, который с приездом труппы Ермолова стал именоваться Театром актера (после 1920 это был уже Первый Советский, позже Крымгосдрамтеатр, а сегодня — русский драматический театр им. М. Горького!)

Первой большой удачей Фаины Георгиевны стала роль Шарлотты в «Вишнёвом саде», определившая её дальнейший путь в искусстве. Здесь впервые прозвучала тема, ставшая одной из главных в творчестве актрисы — тема человеческого одиночества, душевной неприкаянности. На симферопольской сцене Ф. Раневская играла Машу «Чайке» А. Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Настю в «На дне» М. Горького, Машу в «Живом трупе» Л. Толстого. Людмила Касьяненко, руководитель лит.-драматургической части театра Горького

Раневская вспоминала эти годы в Крыму как одни из самых особенных периодов своей жизни: «страшное и неповторимо красивое время». Сохранился в ее памяти и случай, когда после очередного легкого водевиля за кулисы пришел «грозный усатый комиссар» и попросил сыграть «что-нибудь из классики». Через несколько дней симферопольская труппа поставила «Чайку»:

— Нетрудно представить, — вспоминала актриса, — что это был за спектакль по качеству исполнения, но я такого тихого зала до того не знала, а после окончания зал кричал «ура». В те минуты мне казалось, что я прикоснулась к истории самим сердцем.

С Крымом связаны и детские воспоминания Раневской. Впервые она приехала сюда в 1910, в Евпаторию. В городской театр, считавшийся одним из лучших на юге России, приезжали самые известные труппы и лучшие артисты, в том числе МХАТ. Именно в Евпатории Фаина Фельдман познакомилась с молодой актрисой Художественного театра Алисой Коонен и с упоением стала мечтать о театре…

1910 год. Крым. Евпатория. Жаркие летние дни. В большом тенистом саду белый, увитый виноградом одноэтажный домик. Здесь живет с семьей доктор Андреев — главный врач недавно открывшегося туберкулезного санатория. Каждое утро из дома выходят две девочки — дочери Андреева — и с ними сестра его жены — молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен, приехавшая в отпуск. Все трое знают, что у калитки в сад, как всегда, их ждет обожающая Алису Коонен Фаина — девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться… Девочка эта — Фаина Раневская. Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приехала в Евпаторию, — Алиса Коонен. Обняв Фаину, Алиса направляется к морю, за ними — в больших соломенных панамках, как два грибка, — идут девочки. Это я и моя старшая сестра Валя, тоже «обожающая» свою молодую тетю Алю и ревнующая ее к Фаине. Мне в то время было четыре года, Фаине — пятнадцать лет. Не могла я тогда догадываться, что это знакомство перейдет в большую, пожизненную дружбу. После тех евпаторийских встреч я в течение ряда лет лишь изредка встречала ее у моей тетки Алисы Коонен, но эти дни живо сохранились в памяти.Нина Сухоцкая, подруга Фаины Георгиевны

В 1923 Раневская и Вульф покинули Крым и отправились в Казань.

В материале использованы данные
пресс-службы театра Горького,
а также статьи В.Мешкова (вся статья здесь)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here