Цикл музыкальных спектаклей под общим названием «Майские гастроли» представил с 11 по 14 мая Государственный академический Музыкальный театр Республики Крым. В афишу севастопольских гастролей вошли премьеры текущего сезона и театральные «хиты» предыдущих лет.

Первым спектаклем, показанным на сцене театра Луначарского, стала музыкальная комедия «Ханума». Увидев это название, севастопольские театралы поначалу запричитали, вспоминая пословицу про Тулу и свой самовар. Видите ли, у нас и без того есть своя «Ханума», которая идёт уже седьмой сезон. Но, как и бывает, все опасения не оправдались, потому что в основу постановки Музтеатра легли, ставшие уже классикой музыка Г. Канчели и либретто со стихами В. Константинова и Б. Рацера. А, если вы помните, то в спектакле луначарцев звучит совершенно иной перевод, другое музыкальное решение и отсутствует одна из предпоследних сцен второго действия, — сцена в бане. Обе постановки заслуживают самого пристального внимания со стороны зрителей и, наверное, поэтому всегда востребованы. Нельзя не отметить работу исполнителей главных ролей в спектакле, заслуженных артистов РК Татьяны Медведевой (Ханума) и Ольги Котляренко (Кабато). К слову, Кабато во всей этоймузыкальной комедии пытается не только выгодно женить князя Пантиашвили, а и не упускает возможности прорекламировать свои услуги зрителям, сидящим в первых рядах партера. На заранее приготовленных и раздаваемых ею визитных карточках написаны колкие и ядовитые фразочки из серии: «Ханума – коза, Кабато — красавица» и другие. Это общение с залом отнюдь не продиктовано желанием режиссёра сделать так, чтобы актриса понравилась публики путём различных заигрываний. То, как существует на сцене Ольга Борисовна, как она всегда умеет завести зал, приковать к себе внимание, говорит и о высоком профессиональном актёрском мастерстве, и о широте таланта. Не меньше восхищает публику и работа народного артиста Украины Валерия Карпова. И если в «Хануме» актёру отведена роль комичного князя, то в рок-опере-балете «Юнона и Авось» артист воплощает на сцене центральный драматический образ – Историка.

Успевшая стать за несколько десятилетий одной из главных театральных легенд страны «Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова, в постановке симферопольского театра указывает на несколько ключевых особенностей этого коллектива. Во-первых, здесь очень грамотно и продуманно подходят к понятию темпоритма. Ни в одном спектакле нет сцен, заставляющих зрителей заскучать или отвлечься от происходящего. Во-вторых, в труппе театра есть баланс между признанными мастерами и совсем юными дарованиями. Едва мы, затаив дыхание наблюдаем за каждым выходом заслуженной артистки РК Тамары Гончаренко в роли Казанской богоматери или заслуженного артиста Украины Владислава Черникова в роли Румянцева, как на смену им уже спешит очаровательная и голосистая Виталина Скокова, играющая Кончиту и темпераментный Федерико — Шамхал Хачатурян.

Наверное, это говорит о серьёзных требованиях, предъявляемых к молодым артистам театра, если впоследствии работа каждого из них обращает на себя внимание публики. Так, например, солист театра Руслан Барышов, с внушительной частью театрографии которого севастопольские зрители имели возможность познакомиться за эти четыре дня, уже сейчас уверенно заявляет о себе со сцены. Несмотря на то, что его возраст и внешние данные пока больше подходят для ролей в детском репертуаре театра, в будущем его непременно могут ждать роли и изворотливого плута Фигаро, и хитрого Голохвастого. Одним словом, дорога предстоит интересная.

В названии театра некоторые верно подметили слово «академический». Однако это отнюдь не говорит о том, что здесь нет места эксперименту. Балет «Боги и люди», в основу которого легли древние мифы об Икаре и Прометее — попытка театра рассказать знакомые всем с ранних школьных лет истории языком современной хореографии и неожиданного сценографического решения. В стремлении достигнуть необходимого эффекта, любые средства хороши. Наверное, руководствуясь именно этим принципом, балет решили начать с появления артистов на котурнах, в костюмах со светодиодными лампами под главную тему из культового ужастика 80-х «Кошмар на улице Вязов». Закончили действо также неожиданно, а может, наоборот, вполне предсказуемо. Солистка театра Эмилия Меметовав роли богини зари Эос исполнила песню из репертуара Жанны Агузаровой «Одна звезда на небе голубом». Эклектика, подумаете вы. Отнюдь.

Мюзикл «Дубровский», ставший финальной точкой севастопольских гастролей Музтеатра, как и предполагалось, заставил зал ликовать. Давно не встречал я подобного, чтобы по окончании спектакля, когда дают занавес, и актёры ждут выхода на поклон, зрители в едином порыве стоя аплодировали приезжему коллективу. И есть за что! Спектакль, ставший лауреатом множества театральных премии, получивший Госпремию Крыма, вошедший в лонг-лист «Золотой маски», уже несколько сезонов подряд собирающий аншлаги, пришёлся по душе и искушенному севастопольскому зрителю. Постановка подобного уровня и масштаба накладывает на театр большой груз ответственности. По «Дубровскому» легко судить о текущем состоянии труппы, балета и хора. Видна по этому спектаклю и сплочённая работа постановочной части: режиссёра Владимира Косова, балетмейстера Александра Гоцуленко, художника Златы Цирценс, дирижёра Эльмиры Мухтерем. Давно я не видел столь масштабныхи ярких спектаклей в театрах Крыма. А уж насколько прекрасен и гармоничен дуэт Дубровского и Маши в исполнении Владимир Кудрявцева и Эмилии Меметовой!

Симферопольцы вернулись домой. Впереди их ждут новые гастроли и участие в фестивалях. На выпуске – премьера рок-оперы «Орфей и Эвридика». Не удивлюсь, если увижу в ближайшее время в зале Музтеатразрителей из Севастополя. С хорошим всегда трудно расставаться, но лично я надеюсь на скорую встречу в ближайшем времени.

текст и фото Дмитрий Кириченко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here