Когда театральные деятели встречаются вместе, в их разговоре нет места ссорам, склокам и сплетням. Вместо этого есть взаимопонимание, уважение и желание дарить детям радость и любовь. Событие, которое в минувшем году познакомило жителей более 70-и городов России со спектаклями 100-а лучших театров нашей страны, а в 2018 году – и того больше,  объединило сегодня театралов Липецка и Евпатории под эгидой «Больших гастролей».

«Большие гастроли для детей и молодежи» — детское направление «Больших гастролей», программы, созданной Министерством культуры России и Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности. Липецкий государственный театр кукол в рамках этого проекта в 2018 году привез в евпаторийский детский театр «Золотой ключик» три спектакля. С 11 по 13 мая состоялось шесть показов, которые в итоге посетило около 700 крымчан.

Интересно узнать, что собой представляет эта программа, приносит она людям театра и зрителям пользу или очередные трудности, и какие планы у руководителей театров на следующий, 2019-й Год театра.

Действующие лица:

— председатель Комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Государственного Совета Республики Крым, заслуженный работник культуры Крыма Нина Пермякова;

— директор Липецкого государственного театра кукол, заслуженный артист РФ Олег Пономарев;

— художественный руководитель театра «Золотой ключик» и молодежного театра «Студия 22» Международного центра театрального искусства «Золотой ключик», заслуженный деятель искусств Крыма Андрей Пермяков.

Фото: Александра Полегенько

«Детским театрам всегда было сложно выживать»

В 2018 году в детском направлении федеральной программы «Большие гастроли» участвуют 103 театра и творческих коллектива из 76 регионов нашей страны. По словам Нины Пермяковой, «Большие гастроли» дарят театрам России возможность обмена опытом, а юным зрителям – яркие впечатления на  всю жизнь.

— Детским театрам всегда было сложно выживать, не говоря уже о том, чтобы гастролировать. Не только артисты, но и работники цехов – костюмеры, монтировщики, осветители, звукооператоры и др. – являются участниками гастролей, а это без малого около двадцати человек, которым нужно организовывать переезд. Плюс оплата трансфера декораций и костюмов до того, как заработала программа «Большие гастроли», ложилась на плечи самих гастролирующих. – рассказывает Нина Пермякова. –  Сегодня, благодаря тому, что проект финансируется Министерством культуры России, перевозка декораций и костюмов, проезд коллективов оплачиваются. Соответственно, театры могут не сокращать количество реквизита, не упрощать декорации, и спектакли, который видят зрители в регионах, ничем не отличаются от тех, которые артисты играют на родной сцене. А так как на спектакли для детей приходят всей семьей, афиша детского направления «Больших гастролей» составляется очень тщательно, что помогает в выполнении театром общественно-воспитательных задач.

Фото: Александра Полегенько

Липецкий государственный театр кукол – театр с богатой и не простой историей, в которой были и болезненные падения, и триумфальные взлеты. Те постановки, которыми липецкие кукловоды порадовали крымчан в майские дни, свидетельствуют о беспрерывном поиске новых форм и творческом подъеме молодого и трудолюбивого коллектива, который сегодня возглавляет директор и главный режиссер, заслуженный артист России Олег Пономарев.

— Вадим Васильевич Жуков руководил театром до меня более 40 лет. Он переехал в Липецк со своей супругой Галиной Николаевной из Крыма, где они вместе служили в Крымском театре кукол. И вот теперь Липецкий государственный театр кукол находится на вашей земле, и это вдвойне приятно. – рассказывает Олег Пономарев. — Если раньше мы выезжали в близлежащие  области, Курскую, Орловскую, Воронежскую, сейчас в рамках «Больших гастролей» мы имеем возможность показывать свои лучшие спектакли в театрах других регионов России, не обязательно кукольного направления. Я очень рад, что нам удалось познакомиться с работой «Золотого ключика», где с раннего детства воспитывается огромная плеяда детей, из которых, может быть, получатся артисты и точно благодарные зрители.

«Детей обманывать нельзя – они не поверят!»

Постановки для разновозрастной аудитории, в основе которых лежит русская классика, уже давно не удивляют липецких зрителей. За более чем 50 лет существования театра они полюбили «Пиковую даму», «Метель» Пушкина и «Женитьбу Бальзаминова» Островского в исполнении артистов Липецкого государственного театра кукол. Афишу «Больших гастролей» театра в Евпатории и Севастополе в 2018 г. представляют три спектакля, рассчитанные на детей разного возраста – от 3 и от 6 лет – музыкальная сказка «Золотой цыпленок», спектакль социальной направленности «Авоська в городе» и премьера конца прошлого сезона – мюзикл «Дюймовочка».

— Сейчас искусство проникает друг в друга. Нам необязательно ставить драматургию, которая написана исключительно для театра кукол. Я вот для себя открыл, что Шекспир и Пушкин очень кукольные… И, наоборот, наш «Золотой цыпленок» написан для театра кукол, но он обширно ставится в ТЮЗах и драматических театрах. – рассказывает Олег Пономарев – режиссер и артист драматического театра, который уже 10 лет служит в театре кукол.

«Театр кукол имеет преимущество перед коллегами»

Пономарев уверен, что сценическая жизнь артиста-кукловода гораздо длиннее, чем артиста драмы.

— В драматическом театре нужны дорогостоящие технические приспособления, чтобы отправить персонажа в космос, а в театре кукол это можно сделать гораздо интереснее и проще. Возможностей больше. – рассказывает Пономарев. – Плюс у артистов-кукловодов есть потрясающее преимущество перед драматическими артистами. Вторым с возрастом приходится переходить из одного плана в другой, затем в третий, а артист театра кукол может играть Джульетту и в 70 лет, и свой жизненный опыт переносить в этот образ.

Принимающая сторона – детский театр «Золотой ключик», — который за 30 лет своего существование вырастил в своих стенах и на своих постановках не одно поколение артистов и зрителей, впервые участвует в федеральной программе «Большие гастроли для детей и молодежи». Художественный руководитель театра Андрей Пермяков уверен, что детский театр и театр кукол делают одно дело, воспитывая в детях подлинные эстетические качества.

— Знакомство маленького человека с большим театральным искусством начинается с театра кукол. Мы всегда привозили наших деток на спектакли Крымского академического театра кукол и дружили с Борисом Азаровым — настоящим сказочником, я с детства воспринимаю его не иначе как Андресена или Оле Лукойе. Он был гордостью нашего Крыма. – рассказывает Андрей Пермяков. — Тот репертуар, те сказки, на которых растет маленький зритель, он, Слава Богу, остается добрым и действительно воспитывает самые правильные чувства. Детское театральное сообщество несмотря ни на что старается сохранить свою эстетику и всегда дает гарантию, что дети ничего похабного не увидят. Современный взрослый театр, к сожалению, не всегда может этим похвастаться.

В этом году детский театр «Золотой ключик» в рамках «Больших гастролей для детей и молодежи» будет проверять свои спектакли на московском зрителе. В Москву и Подмосковье артисты поедут со спектаклями «Винни-Пух и все, все, все», русским народным блокбастером «ГУСИЛЕБЕДИ.RU» и философским спектаклем-притчей «Два билета на ковчег».

Для театра, театральной общественности и культуры России в целом ожидаемым событием стало объявление 2019-го Годом театра. Каждый из руководителей возлагает свои надежды на следующий год, но оба уверены, что театр приложит все усилия, чтобы сделать это время еще более ярким, красочным и душевным.

Фото: Александра Полегенько

— Большое счастье для всех, что Владимир Владимирович Пyтин поддержал инициативу Александра Калягина. Как руководитель я надеюсь, что этот год мы встретим уже в качестве Крымского государственного ТЮЗа. Что еще важно, повысится уровень внимания к театру. – рассказывает Андрей Пермяков. — Пусть наши дети растут не только на Лунтиках и Смешариках. Театр – гораздо более мощная альтернатива кино и другим видам искусств. Хочется, чтобы наши дети приходили к нам и получали правильный импульс к развитию, ответ на вопрос «что такое хорошо, и что такое плохо?».

— Для театра каждый год – это год театра. Он должен жить, выживать, завоевывать сердца зрителей и воспитывать их из поколения в поколение. Главное, чтобы у них было внутреннее сочувствие, чтобы их сердца не черствели, чтобы отношение к старшему поколению и истории не терялось! – рассказывает Олег Пономарев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here