1 мая свой день рождения отмечает легенда севастопольской сцены, народная артистка Украины и Татарстана, актриса Севастопольского театра им. Луначарского Людмила Кара-Гяур.

Когда говоришь «театр», то в первую очередь под этим масштабным и столь любимым словом подразумеваешь именно её. Великая актриса, педагог, личность, положившая всю свою жизнь на алтарь искусства. И это отнюдь не громкие слова и лестные эпитеты. Верой и правдой служить театру с середины прошлого столетия, а если быть более точным, с 1961 года, это уже настоящий подвиг! Вы, конечно же, можете задаться вопросом, неужели сыграв сотни ролей за пятьдесят шесть сезонов в театре, выходя десятки тысяч раз на сцену, актёру ещё есть, что сказать зрителям? И я отвечу: говорить, существовать, проживать жизнь своих героинь Кара-Гяур готова ежедневно. Её жажда творить и даже иногда что-то по-хулигански вытворять неутолима.

Буквально несколько дней назад зрители в очередной раз рукоплескали на «Везунчиках» эксцентричной американке Джулии в исполнении Людмилы Кара-Гяур. Честно скажу, не самая яркая роль в театрографии артистки. Я бы даже сказал: в полной мере не отвечающая масштабу таланта и гения. Но ей удаётся сделать и эту работу столь запоминающейся и непохожей, что зрители, дождавшиеся финального скетча «Альбатрос» и, возможно, пришедшие в театр именно «на Кара-Гяур» вознаграждены по полной.

В сегодняшнем репертуаре актрисы беспощадно мало ролей. Многочисленные поклонники Людмилы Борисовны Кара-Гяур несомненно знают наизусть все реплики Клары Павловны из «Фабричной девчонки» и посмотрели явно не один раз моноспектакли «Царственное слово» по А.А. Ахматовой и «Говорящая лошадь» по Д. Самойлову. То, что она делает на малой сцене театра в своем диалоге со зрителем по средствам великого русского слова достойно лучших залов страны. Должно быть снято на плёнку и демонстрироваться нынешним и следующим поколениям в качестве одного из самых важных экспонатов отечественного психологического театра.

Прима «луначарцев» категорически не любит капаться в прошлом, жить прошлым, жить в прошлом. Если вы захотите узнать что-нибудь новое о великой Кара-Гяур, то она непременно порекомендует вам искать ответы на интересующие вопросы на спектаклях с её участием. Принято говорить, что театр — искусство элитарное. Такие актёры как Людмила Кара-Гяур делают это искусство ещё и очень честным, достойным, благородным. Искусством, которым нельзя заниматься с грязными руками, нечистыми помыслами и тяжелым сердцем. Только легко, только самоотверженно, только вперёд!

Любимой актрисе — крепкого здоровья и новых, достойных ролей!

текст и фото Дмитрий Кириченко,
театральный критик, член Союза театральных деятелей

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Nadia Rybak Любовь моя. Дай Бог, долго-долго . Не забуду её спектакли. Первый — «Птицы нашей молодости».
    У Маклаковой в последней сцене несмыкание связок..
    Накануне, в Малом смотрела с Нифонтовой и Локтевым .
    Чуть не уснула.
    Помню каждый спектакль Людмилы Борисовны.
    Спасибо, Гена!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Марина Абрамова Помню! Спектакль «Быть или не быть» произвёл неизгладимое впечатление…
    Эдуард Трескин С Днём рождения, Людмила!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here